Банки встали в очередь за пенсионными накоплениями «молчунов»

Не успели еще затихнуть споры по поводу желания некоторых госструктур передать средства «молчунов в ведение 5-10 отобранных чиновниками частных управляющих компаний, как на горизонте замаячили и другие потенциальные претенденты – сначала ряд губернаторов высказался за создание региональных накопительных систем, а теперь свой голос подали и российские банкиры.

Похоже, что пенсионные накопления так называемых «молчунов», т.е. застрахованных лиц, не изъявивших своего желания о переводе перечисляемых за них в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов в доверительное управление частной управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд, становятся наиболее привлекательной целью, к которой прикованы взоры многих участников финансового рынка.

Не успели еще затихнуть споры по поводу желания некоторых госструктур передать эти средства из-под управления Внешэкономбанка в ведение 5-10 отобранных чиновниками частных управляющих компаний, как на горизонте замаячили и другие потенциальные претенденты – сначала ряд губернаторов высказался за создание региональных накопительных систем, в которых могли бы аккумулироваться пенсионные страховые накопительные взносы, уплачиваемые в соответствующих субъектах Российской Федерации, а теперь свой голос подали и российские банкиры.

6 апреля в Москве состоялся XVIII съезд Ассоциации российских банков, на котором среди первоочередных был рассмотрен вопрос о ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина по результатам заседания Президиума Госсовета Российской Федерации от 14 ноября 2006 года. Напомним, что на указанном заседании Президент предложил участникам банковского сообщества «подумать о возможности вовлечения в банковский оборот средств пенсионных накоплений, в том числе путем их размещения в ипотечные ценные бумаги». На съезде АРБ был озвучен итог этих раздумий.

Российские банкиры пришли к выводу, что сохранение банками с национальным капиталом значимых позиций на внутренних рынках требует выравнивания условий их конкуренции с зарубежными финансовыми институтами, а это, в свою очередь, предполагает расширение доступа российских банков к долгосрочным внутренним ресурсам, в том числе за счет более активного вовлечения в банковский оборот пенсионных накоплений, основная часть которых сейчас вкладывается в государственные ценные бумаги и другие низкодоходные инструменты.

Отсутствие в настоящее время возможности для доступа банков к привлечению средств накопительной пенсионной системы является, по их мнению, одной из причин, приведших к потере темпа насыщения экономики кредитом. Оценки банкиров показывают, что для обеспечения потребности экономики России в «длинных» кредитах и при этом, сохранения финансовой устойчивости банков, требуется дополнительный, по сравнению с инерционной динамикой, приток долгосрочных привлеченных средств в объеме 2-3% ВВП в год. Объем средств, который, как ожидается, будет аккумулироваться в пенсионной накопительной системе и создаваемом Фонде будущих поколений в 2009-2010 гг., вполне сопоставим с данной потребностью.

Для преодоления имеющихся негативных явлений в банковской сфере на съезде был предложен ряд практических мер. Во-первых, снять табу на использование средств накопительной пенсионной системы, Инвестиционного фонда и Фонда будущих поколений в качестве ресурсов поддержки развития национального финансового сектора и решения других задач денежно-кредитной политики.

Во-вторых, выпустить долгосрочные облигации (с низкой ставкой), предназначенные, в первую очередь, для их покупки Банком России, и разработать механизм вложения в данные облигации средств пенсионных фондов.

В-третьих, для обеспечения трансферта пенсионных накоплений в банковскую систему должны быть существенно увеличены квоты на их инвестирование в банковские депозиты. Вовлечение в операции банковского сектора пенсионных накоплений и инвестиционных ресурсов бюджета требует синхронного по срокам развертывания развитой системы рефинансирования, как гаранта системной устойчивости банков, позволяющей обеспечить приемлемый уровень рисков при размещении данных средств. В связи с этим предлагается создать новый инструмент рефинансирования банковской системы на базе операций РЕПО путем эмиссии коммерческими банками специализированных субординированных (неравноправных по рискам) облигационных займов на срок 7-10 лет, обеспеченных залогом выручки инвестируемых предприятий и ориентированных на приобретение, как коммерческими банками, так и Банком России. При этом старшие транши, характеризующиеся наиболее низким уровнем рисков, могли бы размещаться среди пенсионных фондов и других институциональных инвесторов, а младшие транши – выкупаться банками-организаторами.

comments powered by Disqus