Финансы

Чтобы выбрать управляющую компанию, нужно потратить 3 дня

Пенсионный фонд России отрапортовал, что с момента заключения соглашений между ПФР, управляющими компаниями и спецдепозитарием отрасль, призванная обеспечить ныне работающим гражданам "существенную прибавку к пенсии", к работе полностью готова - осталось только людям проявить сознательность и сделать свой выбор. То есть выбор нужно реально делать, то есть куда-то идти, если человек хочет перевести свои пенсионные сбережения из управления государства в частные руки. А вот это-то оказалось не так просто...

Пенсионный фонд России отрапортовал, что с момента заключения соглашений между ПФР, управляющими компаниями и спецдепозитарием отрасль, призванная обеспечить ныне работающим гражданам "существенную прибавку к пенсии", к работе полностью готова - осталось только людям проявить сознательность и сделать свой выбор. То есть выбор нужно реально делать, то есть куда-то идти, если человек хочет перевести свои пенсионные сбережения из управления государства в частные руки. А вот это-то оказалось не так просто, как всем в той картинке, которую нам нарисовал Пенсионный фонд.

В двадцатых числах октября я обнаружила в почтовом ящике белый клочок бумаги, на котором неразборчивым почерком человека, привыкшего писать много и в спешке, сообщалось, что я должна посетить почту - на мое имя поступило заказное письмо. От кого - не указано. Посетить отдел доставки данного заведения я должна была только в строго отведенные часы (в иные отдел доставки не работает) - с 9 утра до часа дня и только в понедельник, вторник и среду. Где я, работающий человек, должна брать время с утра в будние дни, почту не волновало.

Почтальон не звонит и не приходит вообще никогда

Но журналистика как работа как раз хороша (или же, наоборот, плоха) тем, что рабочий день не нормирован, и одно свободное утро все же выдалось. От моего дома до почты - семь минут ходьбы. Все эти семь минут я размышляла, что заказное письмо Пенсионного фонда вроде бы должны приносить на дом добрые почтальоны - носят же они ко мне в ящик ежедневно утренние газеты и даже иногда приносят телеграммы. Именно этот вопрос - почему на сей раз ограничились лишь извещением - я и задала по прибытии в отдел доставки. На что мне нейтральным голосом сообщили, что приносили, но меня дома не застали. Поэтому и уведомили белым клочком бумаги. Пришлось уличить служащих во лжи - в то время, когда перед подъездом, в котором я живу, стоит тележка с газетами, у меня дома обязательно кто-то есть, но никто за все дни до получения "повестки на почту" не звонил в дверь и не требовал меня, чтобы вручить заветное "письмо счастья" от главы Пенсионного фонда Михаила Зурабова.

Что, вы думаете, я получила в ответ на свои сентенции? Правильно - реплику сквозь зубы о том, что развелось тут сильно много умных. Между тем глава ПФР уверен, что почта делает свое дело, и делает хорошо. Только до сих пор в Москве много людей, которые не получили свои извещения о состоянии их накопительного счета. И я лично знаю некоторых из них, чья зарплата, что называется, белее снега, то есть работодатель платит за них все возможные налоги. Где их "письма счастья", эти люди до сих пор выяснить не могут. На почту обращались - в ответ получили лишь многозначительное: "Не было вам ничего из Пенсионного фонда". Между тем ПФР сообщил, что все письма были разосланы до 1 ноября. Расхождения в словах и делах, что называется, налицо.

Обитель скорби

Что такое для человека, которому до пенсии еще далеко, означает визит в отделение Пенсионного фонда по месту жительства (в просторечии - райсобес), думаю, понимает каждый, у кого есть хотя бы зачатки воображения. Это все равно что ходить в больницу к тяжело и безнадежно больному родственнику. Многие люди "трудоспособного репродуктивного" возраста даже не знают, где находится их райсобес. Я по случайности знала - в том же доме находится моя районная налоговая инспекция, в которой я получала несколько лет назад индивидуальный налоговый номер. Поэтому, как только я получила извещение Пенсионного фонда, в тот же день поехала в собес - думала за один день закончить все дела, ибо компанию, которой я доверю свои накопления, я выбрала до получения письма. Не тут-то было.

В каждый приемный день собес забит пенсионерами, и у каждого человека непенсионного возраста создается ощущение, что своими вопросами, задаваемыми работникам Пенсионного фонда, он ворует у нынешних пенсионеров возможность решить их проблемы. А ведь тем, кто сейчас на пенсии, в собесе надо решить, на что они будут жить сегодня, а нам, работающим, нужно лишь отдать сотруднику собеса правильно заполненное заявление. Но и этого мне сделать не удалось - в моем отделении Пенсионного фонда, находящемся в 6 км от Московской окружной кольцевой дороги, о пенсионной реформе по состоянию на конец октября не было никакой информации. Я понимаю, что Михаил Зурабов не в силах лично контролировать обеспеченность всех отделений ПФР разъяснительными материалами. Но неужели нельзя было на дверях собеса повесить табличку "Извините, заявления работающих о выборе управляющей компании временно не принимаем, приходите в декабре"? Было бы меньше бестолковых вопросов и толкотни в коридорах.

Потеряв в собесе час, тычась по кабинетам, я наконец-то услышала ожидаемое - не хватает ни рук, ни времени, чтобы получить из Московского областного отделения ПФР агитацию и выделить человека на прием заявлений. Передо мной даже не извинились, сказали лишь, чтобы я приходила в декабре - тогда, мол, и оформим ваше право на выбор. И напоследок строго осведомились: а знаю ли я все реквизиты выбранной мною компании? На мой детский лепет о том, что по закону я обязана указать только полное наименование компании и ее индивидуальный налоговый номер, мне было строго заявлено, что знать мне надо все - начиная от юридического и фактического адреса компании и заканчивая ее расчетным счетом в банке. Иначе заявление не примут.

Раз - и готово

Вылетев из собеса, я тут же позвонила на мобильный телефон генерального директора выбранной мною управляющей компании и живенько проорала ему: "Серега! Гони мне полные свои реквизиты, иначе я не смогу отдать тебе свои деньги". Изумленный директор осведомился, где это я нахожусь, что мне понадобилась вся подноготная возглавляемого им заведения, - уж не взяли ли меня в заложники и не требуют ли выкупа? Ответ его озадачил - даже специалист не ожидал от работников пенсионной отрасли полного невежества. "Не майся дурью, - посоветовал мне он в результате. - Приходи ко мне в офис, я отведу тебя за руку в банк, и там быстро все оформим". Я ответила, что хочу подать заявление "как все". На что мне было сказано "вольно ж тебе мучаться".

На днях я снова заезжала в собес - там по-прежнему ничего не готово. Не в силах больше ставить над собой эксперименты, я дошла до офиса выбранной мною компании, где управляющий портфелем ценных бумаг, в которые компания будет вкладывать мои средства, отвел меня к операционистке уполномоченного Пенсионным фондом банка. Там я и оповестила государство о сделанном мною выборе. Процедура заняла ровно две минуты.

comments powered by Disqus