Финансы

«Альфа» не смогла собрать себе на пенсию

Крупная управляющая компания «Альфа-Капитал» собрала намного меньше заявлений граждан о переводе накопительной части пенсии, чем ее основные конкуренты. Эксперты объясняют это ошибочной ставкой УК на розничную сеть «Альфа-Банка»

Крупная управляющая компания «Альфа-Капитал» собрала намного меньше заявлений граждан о переводе накопительной части пенсии, чем ее основные конкуренты. Эксперты объясняют это ошибочной ставкой УК на розничную сеть «Альфа-Банка».

Первые итоги кампании по переводу накопительной части пенсии разочаровали крупные управляющие компании (УК). Рассчитывая получить несколько сотен тысяч заявлений о переводе пенсий, самые удачливые смогли набрать лишь несколько десятков тысяч клиентов, в то время никому не известные управляющие компании превысили этот показатель в несколько раз. «Старики» объясняют такой исход тем, что крупные работодатели обязали работников массово передать накопительную часть пенсии в никому не известные дочерние структуры. Впрочем, как показывает пример управляющей компании «Альфа-Капитал», которой удалось собрать только 11 тыс. заявлений, часть УК просто не стала всерьез заниматься рекламой своих услуг и не отреагировала на негативный имидж бренда у части будущих пенсионеров.

Главным итогом первой кампании по управлению пенсиями стали высокие результаты ранее не известных никому структур. Так, неожиданно много заявлений собрали якутская УК «Современные инвестиционные стратегии» (98205), управляющая компания «НПФ» из Челябинской области (48153) и другие. Участники рынка объясняют это административным ресурсом работодателей, которые «попросили» своих работников перевести пенсию в нужную структуру. «Впереди оказались компании, зарегистрированные в 2002-2003 годах, нередко они созданы работодателями, которые и переводили туда средства работников, – сказала RBC daily Наталия Плугарь, заместитель генерального директора УК «НИКойл». – Интересно, что эти компании вообще не занимались рекламой, но собирали заявления». Остальные средства, по словам Наталии Плугарь, поделили крупные УК, которые не первый год работают с частными инвесторами и известны на рынке. Правда, из «стариков» собрать приличный объем заявлений удалось только «Капиталу» (85940), «НИКойлу» (22572) и «Тройке-Диалог» (19405). А, например, такая известная УК, как «Альфа-Капитал», показала скромный результат в 11 тыс. заявлений граждан.

В самой компании утверждают, что данный результат их вполне устраивает. «Мы неиспользовали административный ресурс и сознательно не вели широкой рекламной кампании: например, мы распространяли в филиалах банка буклеты о приеме заявлений на управление пенсией, – сказал RBC daily Александр Пчелинцев, генеральный директор «Альфа-Капитала». – Но не подходили к этому как к рекламе сугубо пенсионных услуг, например, сейчас будет такая же реклама ПИФов». Полученный результат он считает нормальным, укладывающимся в пределы «погрешности», тем более что, по его словам, «Альфа» не проводила такую «агрессивную» рекламную кампанию, как это сделали «Тройка-Диалог» и «КапиталЪ». Впрочем, представители других управляющих компаний не во всем с ним согласны. «Вообще, широкую рекламную кампанию в полном смысле слова мало кто проводил, – утверждает Наталия Плугарь из «НИКойла». – Мы реально занимались рыночным информированием граждан о том, в чем смысл пенсионной реформы и что им предлагается, и удивлены тем количеством клиентов, которые к нам пришли (компания собрала в два раза больше клиентов, чем «Альфа-Капитал»)».

По мнению экспертов, компаниям действительно еще рано всерьез оценивать результаты борьбы за пенсии. «У граждан было мало времени на то, чтобы сориентироваться. Отчасти этим объясняется тот факт, что в основном накопительную часть пенсий привлекали директивно за счет корпоративных клиентов, – сказал RBC daily Дмитрий Лепетиков, аналитик по банкам «Центра Развития». – А компании, работавшие с клиентами с улицы, показали разный результат». Тем не менее это не объясняет, почему УК «НИКойл», которая не работает с вкладчиками банков, собрала в два раза больше заявлений, чем УК «Альфа-Капитал», в активе которой есть розничная сеть «Альфа-Банка». Более того, в «НИКойле» RBC daily прямо заявили, что банковская сеть – это хороший инструмент для сбора заявлений, особенно при дефиците времени для принятия решения. «Несомненно, что филиалы сыграли свою роль, ведь дойти до отделения банка проще, чем до территориального отделения ПФР. Кроме того, банки работаютбыстрее сотрудников фонда – на оформление заявления о переводе накопительной части пенсии там уходит около 5-10 минут», – говорит Наталия Плугарь.

Правда, в качестве главного аргумента в пользу широкого использования филиальных сетей финансисты часто называют простую известность банков. «Узнаваемость играет свою роль. Вам говорят: «Решайте», – и вы будете выбирать из известных имен», – полагает Наталия Плугарь. Однако этот фактор может сыграть и злую шутку с УК – клиенты, недовольные качеством обслуживания в банке, переносят недовольство и на одноименные финансовые компании другого профиля. В частности, момент сбора заявлений на управление накопительной частью пенсии в УК «Альфа-Капитал» совпал по времени с реформированием филиальной сети «Альфа-Банка». Старые привычные отделения либо трансформировались в электронные офисы «Альфа-Экспресс», либо закрывались. Вкладчики банка были вынуждены тратить свое время на переоформление вкладов в новых отделениях или закрытие старых счетов, и им было не до перевода пенсий «Альфе». Не случайно, по информации Александра Пчелинцева, в 2003 г. филиалы не стали основными поставщиками пенсионных денег для его управляющей компании.

В ближайшее время в «Альфа-Капитале» начнется работа по анализу итогов рекламной кампании и планированию стратегии работы УК на осень этого года, когда начнется второй раунд привлечения пенсионных сбережений граждан. У компании еще есть время, чтобы изменить подход к клиенту и догнать более успешных конкурентов. «По работе с ПИФами мы знаем, что на то, чтобы население стало широко пользоваться новой услугой, требуется до пяти лет активной работы с клиентами», – называет примерные сроки Наталия Плугарь. За это время клиенты «Альфа-Банка» могут привыкнуть к работе и с «Альфа-Капиталом». «Филиальная сеть может дать отдачу именно в долгосрочной перспективе, – считает Дмитрий Лепетиков из «Центра Развития». – Клиентам удобно совершать максимум операций в одном месте, а банку каждая новая дополнительная услуга обходится не очень дорого».

comments powered by Disqus