Фонды

ПИФы с выходом на пенсию

Летом 2007 года на рынке коллективных инвестиций появился новый инструмент для инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — специализированные паевые фонды. В них НПФ могут самостоятельно, без участия управляющей компании размещать свои средства. По оценке экспертов, новая услуга ориентирована на небольшие и средние НПФ и позволяет им диверсифицировать свой портфель и экономить на расходах.

Летом 2007 года на рынке коллективных инвестиций появился новый инструмент для инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — специализированные паевые фонды. В них НПФ могут самостоятельно, без участия управляющей компании размещать свои средства. По оценке экспертов, новая услуга ориентирована на небольшие и средние НПФ и позволяет им диверсифицировать свой портфель и экономить на расходах.

Универсальный инструмент

Возможность напрямую вкладывать средства в паевые фонды НПФ получили в феврале этого года, после выхода правительственного постановления «О правилах размещения пенсионных резервов НПФ и контроля за их размещением». Состав и структура активов таких ПИФов, согласно документу, должны соответствовать требованиям к составу и структуре резервов пенсионных фондов. Однако реально воспользоваться новой услугой НПФ смогли только весной, после появления первых специализированных ПИФов, удовлетворяющих требованиям постановления.

Попытка создать фонды, ориентированные на прямые вложения НПФ, предпринималась еще в 2000 году. Однако большого успеха она не имела. Фонды, созданные компаниями «Дворцовая площадь» и «Паллада Эссет Менеджмент», не смогли привлечь значительного объема средств. Во многом делу мешало несовершенство законодательства. Пенсионные фонды могли вкладывать средства в паевые фонды только через управляющие компании (УК). Причем если у НПФ был заключен договор доверительного управления с одной управляющей компанией, то в ее паевые фонды средства этого НПФ вкладывать уже было нельзя. Фактически управляющая компания либо должна была отдавать эта средства своим конкурентам, либо создавать родственную УК и вкладывать средства через нее. Это создавало дополнительные расходы в первую очередь для пенсионных фондов. Кроме того, согласно законодательству по инвестиционным фондам, управляющие компании не могли гарантировать клиентам, в том числе НПФ, какую-либо доходность от вложений. Согласно же законодательству по пенсионным фондам, их средства должны были размещаться на возвратной основе, то есть фактически без убытков.

На данный момент сформировали пенсионные ПИФы управляющие компании «Атон-Менеджмент» («Атон — фонд пенсионный»), «Альфа-капитал» («Альфа-капитал фонд пенсионных резервов»), управляющая компания Росбанка («Топаз»), «Аналитический центр» («Аналитический центр — пенсионный»), «Дворцовая площадь» («АВК — фонд пенсионных резервов»). УК «Пенсионный резерв» внесла изменения в правила ПИФ «Накопительный резерв», сделав его доступным для вложений средств НПФ. Общий объем средств в этих фондах относительно объема всего рынка открытых ПИФов пока невелик. Стоимость чистых активов не достигает и 200 млн рублей, причем значительную их часть составляют активы «Накопительного резерва» (123,7 млн рублей), работающего на рынке с 2004 года.

Однако интерес к новому сегменту рынка проявляют все больше компаний. Правила ПИФов, рассчитанных на размещение средств НПФ, зарегистрировали управляющие компании ТРИНФИКО («ТРИНФИКО — пенсионные сбережения»), «Нивелир» («Оптим институциональный»), «Стройинвестпроект» («Югра — фонд пенсионный»). Пополнить линейку продуктов пенсионными ПИФами намерены управляющие компании «ПиоГлобал Эссет Менеджмент», «Альянс РОСНО Управление активами», «Уралсиб».

Эксперты отмечают, что пенсионные ПИФы интересны для НПФ с точки зрения появления нового инструмента для диверсификации своего портфеля, в них можно вложиться без посредников. Кроме того, НПФ могут использовать паи ПИФа как индекс внутри своего портфеля — по нему можно сравнивать работу УК, под управлением которой находятся резервы пенсионного фонда.

«Паи ПИФов абсолютно прозрачны. Их можно рассматривать как некий benchmark — НПФ, который работает с управляющей компанией по договору доверительного управления, может покупать паи пенсионных ПИФов и по результатам управления сравнивать, насколько хорошо работает собственная управляющая компания»,- считает управляющий директор компании «Атон-Менеджмент» Вадим Сосков.

Эксперты указывают, что для негосударственных пенсионных фондов это возможность использовать ПИФ как накопительный счет с большей потенциальной доходностью по сравнению со счетами до востребования в банке.

«Сейчас НПФ достаточно регулярно получают взносы. Если это небольшие суммы (например, 50 тыс. рублей), то переводить их в доверительное управление просто нецелесообразно»,- говорит Вадим Сосков.

Этот инструмент интересен и с точки зрения ликвидности. «В любой день можно завести средства в паевой фонд и вывести их из него»,- отмечает гендиректор управляющей компании «Альфа-капитал» Михаил Хабаров. Кроме того, после формирования пенсионного ПИФа его паи выводятся на биржу, поэтому в дальнейшем НПФ могут купить эти паи, не обращаясь непосредственно в управляющую компанию. В случае договора доверительного управления многие УК при досрочном расторжении договора предусматривают возможность возврата пенсионным фондам средств ценными бумагами, а не деньгами. «Рынок может повести себя непредсказуемо, может упасть, и управляющие компании не хотят брать на себя риск продать бумаги с убытком. А такие новости быстро разносятся по рынку, что негативно влияет на имидж управляющей компании»,- говорит исполнительный директор управляющей компании «Нивелир» Андрей Подхолзин.

Забота о маленьких

Эксперты отмечают, что прямые вложения в паевые инвестиционные фонды интересны для небольших и средних пенсионных фондов. Поэтому управляющие компании устанавливают приемлемые пороги вхождения в этот инструмент.

«Минимальный вход в наш фонд — 100 тыс. рублей, в то время как при работе по договору доверительного управления управляющим компаниям такие объемы неинтересны»,- говорит гендиректор управляющей компании «Аналитический центр» Владимир Сотник.

Новый инструмент, по оценке исполнительного директора НПФ «Телеком-Союз» Аркадия Недбая, подходит пенсионным фондам с резервами до полумиллиарда рублей. «Крупным НПФ, имеющим достаточное количество специалистов, занимающихся разработкой стратегии вложений резервов, проще работать по договору с управляющими компаниями»,- отмечает он.

«Управляющий обеспечивает сохранность средств пенсионных резервов в рамках договора гарантиями, страхованием, поручительством, а при инвестировании в паи ПИФов риск лежит на инвесторе. Кроме того, крупные негосударственные пенсионные фонды при доверительном управлении могут совместно с управляющими изменить стратегию управления, а с ПИФами такие вещи не проходят»,- говорит в пользу доверительного управления президент НПФ Сбербанка Галина Морозова.

Сейчас пенсионные фонды напрямую могут вкладываться в ограниченное количество инструментов — банковские депозиты, государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты российских банков, недвижимость. Вложения в недвижимость интересны, однако ими воспользоваться могут только крупные фонды. По мнению президента Первого национального пенсионного фонда Виталия Плотникова, для ощутимой прибыли необходимо приобретать десятки тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости, а инвестиции на такие суммы доступны лишь крупным НПФ. Остальные инструменты потенциально менее доходны, поэтому небольшим фондам будет выгодно вкладываться в специализированные ПИФы, диверсифицируя тем самым свои портфели.

«Нельзя все вложить в депозиты или госбумаги, практика показала, что этих инструментов недостаточно. Если у фонда, допустим, всего 30 млн рублей под управлением, то их спасение — это покупка паев паевых инвестиционных фондов»,- говорит Галина Морозова.

По договору доверительного управления управляющие компании, как правило, берут базовое вознаграждение 1—1,5% стоимости чистых активов, что для небольших и средних пенсионных фондов невыгодно. Кроме того, многие компании берут так называемую премию за успех, если результаты управления оказались высокими. «Она может составлять от 2,5 до 7% от стоимости чистых активов в зависимости от успеха»,- говорит президент НПФ «Оборонно-промышленный фонд» Ольга Лапина. «В случае с самостоятельными вложениями в паевые фонды НПФ платит компании только базовое вознаграждение. А весь успех — он наш»,- также отмечает она.

Согласно постановлению, самостоятельные вложения в паевые инвестфонды ограничены цифрой 20% пенсионных резервов. «Мы вложили в паи меньше, выбрали пока для пробы одну управляющую компанию. А потом в зависимости от того, какие результаты покажут управляющие, будем решать — увеличивать долю резервов в этом инструменте или уменьшать»,- говорит Ольга Лапина.

По оценке Вадима Соскова, рынок негосударственных пенсионных фондов сейчас готов вложить в новый инструмент не менее 1,5 млрд рублей. Таким образом, активы нынешних пенсионных ПИФов могут вырасти как минимум в семь раз. Однако, учитывая рост численности компаний в этом сегменте рынка, в ближайшее время его ждет острая конкуренция. И захватить лидерство удастся тем, кто уже работает с большим количеством пенсионных фондов по договорам доверительного управления. «Как они будут распределены между управляющими компаниями, будет зависеть от того, как УК раскрутят этот инструмент»,- отмечает Сосков.

Управляющие признаются, что для популяризации нового инструмента среди НПФ им придется потратить немало времени. Гораздо удобнее договориться с несколькими крупными фондами и привлечь их средства, чем проводить разъяснительную работу среди мелких и средних НПФ, рассказывать о преимуществах этого инструмента. Тем более что небольшие пенсионные фонды в основном находятся в регионах.

Поскольку услуга новая, на первых порах управляющие компании предлагают продукт напрямую, не привлекая агентов. При этом, как отмечают эксперты, успех услуги зависит от личных контактов и хороших отношений с пенсионными фондами. «На первом этапе личные переговоры с пенсионными фондами играют решающую роль. Поддержка продукта со стороны управляющей компании должна быть обязательно. Пока пенсионные фонды не узнают о продукте, они его не купят»,- считает Андрей Подхолзин.

На то, чтобы услуга приобрела массовый характер, по оценке экспертов, нужно не меньше года. «За это время можно будет популяризовать данный инвестиционный продукт и уже говорить о его истории с точки зрения доходности и конкурентоспособности по сравнению с другими финансовыми продуктами»,- считает Михаил Хабаров.

comments powered by Disqus