Фонды

Второй эшелон пенсионной реформы

Вслед за частными управляющими компаниями, которые уже в этом году получат в управление средства накопительной части трудовой пенсии, в бой за долгосрочные накопления россиян готовятся вступить отечественные негосударственные пенсионные фонды. Но этим институтам коллективного инвестирования, несмотря на более чем десятилетнюю историю, пока далеко до зрелости.

Вслед за частными управляющими компаниями, которые уже в этом году получат в управление средства накопительной части трудовой пенсии, в бой за долгосрочные накопления россиян готовятся вступить отечественные негосударственные пенсионные фонды. Но этим институтам коллективного инвестирования, несмотря на более чем десятилетнюю историю, пока далеко до зрелости.

Негосударственные пенсионные фонды должны еще многому научиться

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получат доступ к накопительной части трудовой пенсии россиян лишь в следующем году. Как и в случае с управляющими компаниями, россиянам будет предоставлено право выбора, но их отношения с фондами будут персонифицированы. Если управляющие компании должны заключать договор доверительного управления с Пенсионным фондом России (ПФР), то НПФ и гражданина будет связывать договор об обязательном пенсионном страховании. В случае если работник примет решение о переводе своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд, работодатель должен будет перечислять пенсионные взносы не в ПФР, а в НПФ. Пенсионные выплаты работники будут получать непосредственно из негосударственного пенсионного фонда. Очевидно, чтобы не утонуть в море платежных поручений, работодатели предпочтут взять инициативу в свои руки и попытаются сделать так, чтобы работники приняли консолидированное решение относительно своих пенсионных накоплений.

Участие НПФ в управлении накопительной частью трудовой пенсии, несомненно, выгодно будущим пенсионерам, поскольку они не имеют никакого влияния на процесс принятия решений Пенсионным фондом России, в то время как негосударственные фонды допускают представителей вкладчиков и участников в свои руководящие органы. Кроме того, ПФР, в отличие от негосударственных фондов, не предоставляет участникам пенсионной системы права наследования вклада. На этом плюсы заканчиваются. Минусы же заключаются в том, что многие НПФ, в том числе и крупные, сегодня только учатся работать в рыночных условиях, а регулирующая их нормативная база недостаточно совершенна. В частности, законодательство не устанавливает жестких правил в отношении состава и порядка функционирования и переизбрания руководящих органов фонда, которые в большей степени определяются учредительными документами конкретного НПФ.

Пенсионное программирование

Негосударственные пенсионные фонды являются некоммерческими организациями, которые разрабатывают собственные пенсионные схемы, аккумулируют пенсионные взносы вкладчиков в пользу участников (физических лиц, на чье имя открыты пенсионные счета), формируют пенсионные резервы, инвестируют их и выплачивают дополнительные негосударственные пенсии.

Пенсионные схемы определяют порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Участник НПФ приобретает право на получение дополнительной пенсии в тот же момент, что и право на государственную пенсию. Выплата пенсии может производиться как пожизненно, так и в течение определенного промежутка времени (не менее 5 лет).

Пенсионные схемы подразделяются на два больших класса: с установленным размером взносов и с установленным размером выплат. В первом случае размер пенсии определяется в момент выхода на пенсию, исходя из суммы пенсионных накоплений участника. Они в свою очередь формируются за счет взносов и инвестиционного дохода, полученного в течение срока действия пенсионного договора. Единственным условием, зафиксированным законодательно, является выплата пенсии в размере не менее половины минимальной государственной пенсии по старости.

Схема с установленным размером выплат предполагает, что размер будущей пенсии фиксируется в момент заключения договора между вкладчиком и НПФ. Взносы, внесенные в НПФ, становятся собственностью фонда и формируют его пенсионные резервы.

Участниками НПФ могут быть только физические лица, а вкладчиками как физические, так и юридические. Фонды предлагают свои услуги не только отдельным гражданам, но и предприятиям и организациям, которые заинтересованы в негосударственном пенсионном обеспечении своих работников. В зависимости от условий конкретной пенсионной схемы в фонде открываются либо именные пенсионные счета для участников, определенных юридическим лицом; либо солидарный пенсионный счет предприятия, где учет пенсионных взносов, выплат и начисленного дохода ведется по группе участников; либо и солидарный, и именные счета.

Взносы на эти счета могут производиться как исключительно работодателем, так и совместно работодателем и работником в оговоренных пропорциях. Право на участие работника в корпоративном негосударственном пенсионном обеспечении, как и размер будущих выплат, определяется в соответствии с нормативными документами конкретного предприятия или организации. В момент наступления пенсионных оснований по конкретному участнику накопленные средства перечисляются на его именной пенсионный счет, с которого и производятся выплаты.

Не добавляет привлекательности негосударственному пенсионному обеспечению тот факт, что в российской финансовой отчетности обязательства юридических лиц по пенсионному обеспечению своих работников никак не отражаются. Хотя этого требуют международные стандарты, курс на унификацию с которыми уже несколько лет проводит российский Минфин.

Эффект волны

Основными факторами риска для пенсионной схемы являются два - инвестиционный и демографический. Первый определяется возможностью фонда обеспечить адекватный доход от размещения пенсионных резервов. По действующему законодательству НПФ может самостоятельно инвестировать пенсионные резервы лишь в ограниченный набор активов (в частности, в ценные государственные бумаги и недвижимость). В остальных случаях он обязан обратиться к услугам одной или нескольких управляющих компаний. Последняя управляет средствами НПФ в рамках инвестиционной декларации, базовые параметры которой определены российским правительством. Надзор за соблюдением инвестиционных нормативов осуществляет специализированный депозитарий, в котором учитываются права фонда на активы, приобретенные за счет пенсионных резервов.

Доход, получаемый от размещения пенсионных резервов, имеет значение не только для участников НПФ, но и для самого фонда. На финансирование его деятельности может быть направлен только доход от управления совокупным вкладом учредителей (его безвозмездное расходование не допускается), целевые взносы учредителей, 15% от инвестиционного дохода на пенсионные резервы и 3% пенсионных взносов (по согласованию с вкладчиками). По оценке генерального директора НПФ "Пенсионный капитал" Константина Угрюмова, большинство фондов предпочитают пользоваться только отчислениями от инвестиционного дохода, но для того, чтобы НПФ мог финансировать свою деятельность только за счет этого источника, он должен обладать пенсионными резервами на сумму не менее 100 млн руб.

Естественно, что крупные НПФ расходуют на свою деятельность меньшую долю инвестиционного дохода. Однако из него финансируются и другие расходы, связанные с деятельностью фондов, в частности оплачиваются услуги управляющей компании и специализированного депозитария. К несчастью для участников НПФ, законодательство не ограничивает предельный размер этих расходов. А в случае если доходность на инвестированные пенсионные резервы превышает уровень ставки рефинансирования, с суммы полученного "сверхдохода" взимается налог на прибыль по ставке 24%.

Средний по рынку уровень вознаграждения за управление пенсионными резервами составляет 5 - 10% от инвестиционного дохода. При этом вознаграждение обычно выплачивается от суммы, превышающей некий заранее оговоренный уровень дохода. Инспекция поощряет работу фондов с несколькими управляющими компаниями, но эта тенденция проявилась лишь недавно. Например, один из ведущих российских фондов - НПФ Электроэнергетики - проводит конкурсы по отбору управляющих компаний лишь два последних года. Как отмечает начальник управления внешних связей НПФ Электроэнергетики Сергей Перминов, в результате фонду удалось значительно снизить размер вознаграждения за управление пенсионными резервами.

Но, даже работая с несколькими управляющими компаниями, фонды предпочитают не рисковать. По словам старшего вице-президента "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент" Валерия Иванова, в настоящее время большинство договоров доверительного управления с НПФ заключается на один год при максимально возможном сроке в пять лет. "Это условие сильно ограничивает нас в инструментах размещения пенсионных резервов - например, мы практически не можем размещать средства в акциях, которые при большем риске инвестирования приносят существенно больший доход, чем менее рискованные и менее доходные облигации", - говорит Иванов.

Желание НПФ не заводить длительный роман с той или иной управляющей компанией вполне объяснимо. К сожалению, в практике инвестирования пенсионных резервов есть более серьезный изъян. Довольно часто НПФ требуют от управляющей компании, договор с которой прекращен, передавать фонду не активы, а средства, вырученные от их продажи. В результате вполне вероятна ситуация, когда несколько фондов в течение короткого промежутка времени одновременно продают свои активы, а затем вновь откупают их. Спекулянты вряд ли откажут себе в удовольствии поиграть на подобной цикличности инвестиционного процесса НПФ. В итоге вместо того, чтобы служить стабилизатором рынка, фонды в перспективе могут стать одним из генераторов его колебаний.

Круговая порука

Расчет размера будущих выплат пенсионные фонды проводят на основе так называемой актуарной нормы доходности. У большинства НПФ она сегодня заметно уступает рыночной и в среднем составляет 3 - 7% годовых в рублях. Подобный консерватизм в фондах с долгосрочными обязательствами вполне обоснован. В 2002 г. отношение суммы выплат к пенсионным резервам у российских НПФ составило всего 3,9%, и эта ситуация сохранится еще как минимум несколько лет.

Неудивительно, что представители отрасли недооценивают угрозу затяжного длительного спада, подобного тому, что наблюдался на фондовых рынках США и других западных странах. "Риск неисполнения обязательств в российских НПФ невелик, - говорит профессиональный актуарий, председатель совета НПФ "Глобэкс" Евгений Якушев. - В нашей стране наиболее распространены схемы с установленными взносами, при которых активы фонда, как правило, равны суммам на пенсионных счетах, то есть обязательствам. Что касается пожизненных или срочных пенсий, то они, как правило, полностью финансируются за счет предприятий".

Излишне говорить, что беспечность на рынке наказуема, и все же многие фонды зашли слишком далеко. "Правила некоторых пенсионных фондов содержат условие гарантированной доходности, и если инвестиционный доход длительное время будет ниже этой планки, им придется расходовать средства из своего страхового резерва", - поясняет Евгений Якушев. Многие НПФ практикуют включение в договора доверительного управления пункта о минимальном уровне доходности и требуют от управляющих компаний гарантий его исполнения. Странно, что законодатель и надзорные органы позволяют НПФ передавать пенсионные резервы в управление на подобных условиях, учитывая, что запрет на любое упоминание о гарантиях действует в отношении паевых инвестиционных фондов.

Правительство сегодня придерживается курса на повышение консерватизма инвестиционной политики НПФ, одновременно опуская процентные ставки по безрисковым активам ниже уровня инфляции. Значит, доходность от инвестирования пенсионных резервов скоро приблизится к уровню актуарной доходности НПФ, фактически уничтожив их запас прочности. Это станет серьезным испытанием для молодой неокрепшей отрасли, в которой лишь недавно начался процесс консолидации. А от того, насколько тщательно НПФ проведут работу над ошибками, в том числе и своих зарубежных коллег, зависит, станут ли шансы нынешних 30 - 40-летних россиян на получение достойной пенсии менее призрачными, чем сегодня.

comments powered by Disqus