Фонды

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в 2004 году

Наступивший год станет уже третьим годом функционирования новой обязательной накопительной пенсионной системы и двенадцатым годом существования негосударственного пенсионного обеспечения. Этим двум направлениям вскоре предстоит тесно соприкоснуться - с 1 января негосударственным пенсионным фондам (НПФ) формально открыт доступ к участию в работе с обязательными накоплениями граждан.

Наступивший год станет уже третьим годом функционирования новой обязательной накопительной пенсионной системы и двенадцатым годом существования негосударственного пенсионного обеспечения. Этим двум направлениям вскоре предстоит тесно соприкоснуться - с 1 января негосударственным пенсионным фондам (НПФ) формально открыт доступ к участию в работе с обязательными накоплениями граждан.

Те фонды, которые будут удовлетворять критериям, которые установит для них правительство, подадут заявку, приведут в соответствие свои учетные системы - и окажутся в списке, из которого во второй половине 2004 года люди смогут выбирать рыночный субъект размещения своих пенсионных накоплений. Опыт прошлого года по подключению к системе частных управляющих компаний и их "успехи" в количественном плане показали, что участие пенсионных фондов в обязательной системе тоже пока должно быть тестовым. Здесь есть целый ряд объективных причин: еще предстоит принять целый ряд нормативных правовых актов, отработать формальные процедуры, провести разъяснительную кампанию, дать возможность, наконец, застрахованным самим присмотреться к новым действующим лицам пенсионной реформы. И это уже перспективы, скорее, 2005 года. То же касается и вопроса введения профессиональных пенсионных систем.

Но нельзя сказать, что влияние включения в обязательную систему окажется в первый год бесполезным для негосударственных пенсионных фондов. Во-первых, введение со стороны государства более высоких критериев для потенциальных участников обязательной системы побудило учредителей заранее осуществить укрепление финансовых показателей фондов. Так, собственные средства фондов выросли за 10 месяцев прошлого года на 56.3% - до 98.5 млрд. руб. Это позволило ряду фондов усилить кадровый состав, качественно улучшить системы обслуживания и привлечения клиентов, учета и размещения пенсионных резервов. Помимо вливаний со стороны учредителей, произошло несколько первых слияний фондов, в том числе и первое рыночное. Эта тенденция, безусловно, продолжится в наступающем году - те фонды, которые не имеют богатых "родителей" и не видят перспектив развития в более жестких с точки зрения регулирования и конкурентных с точки зрения рынка условиях, либо переуступят свой бизнес, либо присоединятся к другим фондам. Вероятно, в новом году нас ждут известия о целом ряде сделок такого рода. Укрупнения позволят усилить надежность и эффективность фондов.

Второй аспект влияния, который стоит отметить, - это реализация интереса со стороны финансовых структур (банков и инвестиционных групп) к пенсионной индустрии. В прошлом году фактически все крупные и средние банки и инвестиционные компании обзавелись своими управляющими компаниями и пенсионными фондами. Во многом это обусловит приход новых технологий, идей, улучшение менеджмента. Рыночный подход к развитию фондов, в отличие от корпоративного, предопределит и инвестиции в построение соответствующей инфраструктуры этого сегмента. Это привнесет более интенсивное развитие таких направлений, как региональное (фонды активнее станут развивать свои филиалы и представительства), развитие ритейла по работе с физическими лицами (предложение соответствующих пенсионных продуктов и механизмов их реализации), повысит качество маркетинга (понятной и плотной информационной работы с потенциальными потребителями). Улучшится взаимодействие пенсионных фондов с управляющими компаниями - станет больше примеров работы фондов с более чем одной управляющей компанией, проведения тендеров по их отбору.

Третье - отдельно стоит остановиться на потенциальной тенденции увеличения информационной прозрачности пенсионной индустрии. Пенсионные фонды вынуждены будут стать более открытыми. Сейчас порой невозможно или очень затруднительно получить информацию о рыночной доходности фондов, их управляющих компаниях, учредителях, 80% не имеют собственных интернет-сайтов. Лишь единицы ведут открытую информационную политику. Но ситуация будет меняться - фонды начнут активнее работать с прессой, поддерживать функционирование отраслевых средств массовой информации, развитие специальной аналитики, баз данных, рыночных исследований.

Наконец, самое главное, пожалуй, что будет привнесено в развитие пенсионной индустрии, - функционирование обязательной накопительной системы. Как это ни парадоксально звучит, но обязательная составляющая пенсии придаст импульс развитию добровольных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды существуют уже почти 12 лет, прошли сквозь дефолт и показатели их растут, но, положа руку на сердце, нельзя сказать, что они добились в России надлежащего успеха. Предприятия не спешат создавать корпоративные пенсионные системы, люди не доверяют или не понимают необходимости в дополнительных пенсионных накоплениях. Реализация пенсионной реформы, пожалуй, должна решительно сломать эту ситуацию. Людей начинают воспитывать и подталкивать появляющаяся массовая информация на эту тему, возможность сознательного выбора и риск остаться к пенсии с прожиточным минимумом. Появляется и практика взаимодействия с частными структурами. Накоплениям способствуют финансовая стабилизация и продолжающийся рост доходов населения (месячная заработная плата в среднем по России, согласно данным Госкомстата, превысила в конце 2003 года $200). Так что есть ощущение, что в 2004 году будет качественно и количественно расти интерес к дополнительным пенсионным накоплениям со стороны как работодателей, так и физических лиц.

Здесь подходим к самому важному. Развитие добровольной составляющей трехуровневой пенсионной системы могло бы стать мощным инструментом притока в экономику дополнительных "длинных" денег, соизмеримого по размерам с обязательной системой. Для этого необходимо создание ряда дополнительных условий, в первую очередь механизмов стимулирования и гарантирования. Сколько уже сказано про двусмысленную позицию в отношении уплаты предприятиями единого социального налога с пенсионных взносов. Надеемся, что в ближайшее время государство разрешит этот вопрос в интересах наращивания объемов пенсионных накоплений. Возможно, предстоящий год даст возможность реализовать механизмы дополнительного гарантирования пенсионных накоплений благодаря созданию фондов взаимного гарантирования или механизма страхования пенсионных накоплений.

Интересно отметить и еще одну деталь. Пенсионный сегмент во всем мире является одной из самых мощных составляющих финансового рынка. Существующие тенденции говорят о том, что в перспективе при успешном развитии в России он сможет перерасти и банковский и страховой сегмент. Но показательным является отношение западного капитала к этому сегменту. Пока мы видим лишь единицы фондов и управляющих компаний-"иностранцев", в которые хозяева не делают существенных вливаний. Это очень интересный индикатор. Как только зарубежный капитал увидит, что пенсионная система работает и имеет реальную перспективу, сигнал можно будет увидеть невооруженным глазом. Иностранные бренды начнут скупать российские фонды или вступать с ними в альянсы. Проявится ли это уже в 2004 году или будет отложено на более поздний срок?

Российская пенсионная индустрия находится в переходной фазе и выходит из кулуаров закрытого корпоративного развития на открытый финансовый рынок. Очень многое зависит от сплоченных действий участников рынка и заинтересованности государства в развитии так называемого individual pillar. Наступивший 2004 год должен стать для негосударственных фондов годом тестового вхождения в обязательную систему, а также определяющим в плане развития добровольной составляющей.

Вадим Логинов, директор по развитию негосударственного пенсионного фонда "Гарантия"

comments powered by Disqus