Фонды

В погоне за пенсией

Готовы ли фонды к ответственности, которая на них будет возложена? Нынешняя ситуация на пенсионном рынке весьма любопытна. Сейчас там действуют 286 НПФ. Объем средств, сформированных за 11 лет его существования, составляет 123, 5 млрд рублей. Между тем еще в 2001 году собственное имущество всех НПФ едва дотягивало до суммы в 30 млрд рублей, количество же фондов с тех пор практически не изменилось.

В этом году начинается второй этап пенсионной реформы - граждане смогут переводить свои пенсионные накопления из государственной системы не только в управляющие компании, но и в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Объемы пенсионных накоплений граждан оцениваются сейчас в $2, 5 млрд. В погоне за этими деньгами НПФ стремительно наращивают финансовые показатели - их желание заполучить длинные деньги граждан столь велико, что это всерьез настораживает.

Свобода выбора

Пенсионная реформа идет уже третий год. Ее суть - переход от распределительной системы выплаты пенсий к накопительно-страховой. Иными словами, если раньше пенсии выплачивались из общего котла, то теперь у каждого гражданина есть личный счет в Пенсионном фонде России (ПФР), формирующийся благодаря единому социальному налогу (ЕСН), который уплачивают работодатели. Часть пенсионных платежей фиксируется на счете как накопительная. Предполагается, что от размера пенсионных накоплений зависит размер будущей пенсии. Согласно официальным данным, на счетах граждан в 2002 году скопилось 38 млрд рублей, в 2003-м - более 50 млрд. При этом на каждого приходится порядка 1500 рублей пенсионных накоплений. По закону накопительная часть подлежит инвестированию на фондовом рынке. Сейчас пенсионные накопления размещаются в госбумаги - считается, что это защитит их от инфляции. Однако главная цель инвестирования средств ПФР - не столько сохранение, сколько приумножение сумм на пенсионных счетах. Законодатели решили, что с первой задачей вполне справится государственная управляющая компания. Вторая же должна быть решена путем размещения пенсионных накоплений частными управляющими компаниями (УК) и НПФ.

Таким образом, гражданам предложен выбор. Те, кто считает достаточным просто сохранить пенсионные средства, вправе оставить их в распоряжении государственной компании. Она будет вкладывать средства в госбумаги, обеспечивая доходность, близкую куров-ню инфляции.

Второй вариант - передать накопления частной управляющей компании. Правительство ежегодно проводит конкурс, определяя список уполномоченных компаний. В прошлом году таковыми стали 55 УК, но лишь 700 тыс. граждан (около 2% потенциальных клиентов) доверило им управление своей будущей пенсией. УК будут размещать средства на фондовом рынке: список разрешенных для инвестирования активов у частных компаний намного больше, чем у государственной. В этом году появляется и третий способ накопить себе денег на пенсию - передать пенсионные накопления в ведение НПФ. Процедура такого перевода почти не отличается от заявления в пользу управляющих компаний. Летом ПФР разошлет гражданам выписки с именных пенсионных счетов и бланк заявления о выборе УК или НПФ. Это заявление нужно будет заполнить, а потом заверить у нотариуса или организации-трансферагента (банки, работодатели или почта). Заверенный документ направляется в ПФР, который обработает все поступившие заявления и переведет в соответствующие НПФ все пенсионные накопления, сформированные в 2002 - 2003 годах, а также инвестиционный доход, полученный от их инвестирования в госбумаги. После этого ПФР автоматически будет переводить пенсионные накопления в выбранные гражданами НПФ. При этом они вправе раз в год переходить в другой НПФ или возвращать пенсионные накопления в управление государства. Основное отличие НПФ от управляющих компаний и государственного пенсионного фонда в том, что при выборе НПФ пенсионные накопления перестают быть собственностью государства и переходят в собственность фонда. И если УК распоряжаются пенсионными накоплениями обезличенно, то есть не знают своих клиентов в лицо, то НПФ обещают работать непосредственно с каждым клиентом. Однако здесь имеется серьезный недостаток: по закону государство несет субсидиарную ответственность за сохранность средств, переданных частным УК. Ведь они являются лишь доверительными управляющими средствами, остающимися в собственности государства. Если гражданин уходит в НПФ, то лишается гарантий государства: ответственность за сохранность денег несет частный фонд.

А фонды кто?

Однако, готовы ли российские НПФ к такой ответственности - большой вопрос. Нынешняя ситуация на пенсионном рынке весьма любопытна. Сейчас там действуют 286 НПФ. Объем средств, сформированных за 11 лет его существования, составляет 123, 5 млрд рублей. Между тем еще в 2001 году собственное имущество всех НПФ едва дотягивало до суммы в 30 млрд рублей, количество же фондов с тех пор практически не изменилось.

Объясняется это просто: как раз в 2001 году были приняты основные законы пенсионной реформы, и НПФ в них отвели немаловажную роль. Это и спровоцировало бурный рост: в 2002 году объем рынка НПФ вдруг увеличился более чем на 50%, а в 2003-м - еще на 99%. Причем в последнем квартале 2003 года НПФ раздули свои финансовые показатели почти на треть.

Стоит отметить, что более 83% рынка контролируют 20 крупнейших НПФ - такая ситуация сохраняется последние несколько лет. Однако вслед за старейшими лидерами этого рынка набирают вес и те фонды, которые долгое время находились в полумертвом состоянии. Целый ряд НПФ увеличил показатели не то что на десятки - на сотни процентов.Например, НПФ "Ангарск-Тасо-Приангарье", прежде находившийся в группе аутсайдеров, оказался на 14-м месте (см. таблицу) - за три месяца привлек 750 млн рублей. Как ему это удалось - загадка. Интересно выглядит динамика НПФ "Транснефть". Его пенсионные резервы выросли в 56 раз, обеспечив 26-е место в рейтинге. Резко увеличились резервы Муниципального НПФ: в прошлом году их объем составлял примерно 10 млн рублей, а по данным на 1 октября 2003 года, неожиданно перевалил за 100 млн рублей. Впрочем, аналогичную динамику показывает большинство фондов.

Такие чудеса на пенсионном рынке дали определенные результаты: новым требованиям, которые предъявляются к НПФ в связи с пенсионной реформой, соответствует уже около 200 пенсионных фондов, а ведь год назад таких было всего десять. НПФ изо всех сил стремятся заполучить пенсионные накопления граждан, не смущаясь даже тем обстоятельством, что управляющие компании в прошлом году потерпели в борьбе за эти накопления полное фиаско - 98% граждан доверили свои пенсионные средства государству, а не частному рынку. Оптимистично настроены и учредители НПФ - крупные финансово-промышленные холдинги. Ведь столь бурный рост рынка обеспечили, по сути, хозяева НПФ - имущество для обеспечения уставной деятельности, формируемое за счет взносов учредителей фондов, выросло за девять месяцев прошлого года на 163%. Между тем пенсионные резервы, формируемые в основном за счет взносов вкладчиков, увеличились всего на 30%. А это означает, что потенциальные клиенты проявляют гораздо меньший интерес к НПФ, чем их учредители.

Причины, заставляющие собственников НПФ инвестировать в них миллиардные средства, не очевидны: эти вложения не приносят дивидендов и прибыли. Навскидку объяснить такое поведение учредителей фондов можно лишь тем, что средства, направленные на формирование уставного имущества НПФ, не облагаются налогами, а требований к порядку размещения этих средств не существует. НПФ вправе сами определять, куда их инвестировать для обеспечения уставной деятельности, поэтому подавляющая доля этих денег уходит обратно учредителям. Таким образом, можно предположить, что хозяева частных пенсионных фондов просто заинтересованы в длинном инвестиционном ресурсе, которым являются пенсионные накопления граждан. Если НПФ удастся его привлечь, собственники фондов вправе рассчитывать на то, что часть этих денег удастся использовать в собственных интересах. По словам самих же участников рынка, соответствующих схем - масса. Тем более что в структуре многих финансово-промышленных групп есть не только НПФ, но и управляющие компании, которым уже разрешено инвестировать пенсионные накопления. Сочетание НПФ и УК позволит корпорациям удерживать привлеченные длинные деньги, не выводя их в сторонние компании. Как следствие, использование таких схем совсем не обязательно пойдет на пользу частным клиентам фондов. Ведь НПФ будут выбирать между клиентами и собственниками - первым нужно обеспечить высокую доходность, вторым - низкую стоимость заемного ресурса. И очень вероятно, что интересы собственников будут учитываться фондами в первую очередь. По крайней мере, сейчас, когда НПФ работают со средствами дополнительного пенсионного страхования, доходность вложений фондов оставляет желать лучшего. Многие из них начисляют доходность, равную инфляции. Заметим также, что НПФ будут направлять до 15% дохода, полученного от инвестирования, на себестоимость. И это еще не все. Из дохода будет вычитаться не только вознаграждение НПФ, но и гонорары других участников процесса - УК, спецдепозитариев, брокеров, аудиторов, актуариев, регистраторов и т. д.

Таким образом, передача пенсионных накоплений в НПФ становится довольно затратным мероприятием, и вполне может случиться, что расходы съедят прибыль. А ведь именно прибыль, по замыслу - основное преимущество частного пенсионного фонда перед государственным.

comments powered by Disqus