Фонды

Частные пенсионные фонды не знают, как взять деньги

В массовом порядке россияне станут доверять накопительную часть пенсии негосударственным пенсионным фондам только через 3-4 года. Это связано с тем, что негосударственные пенсионные фонды не умеют рекламировать свои услуги.

В массовом порядке россияне станут доверять накопительную часть пенсии негосударственным пенсионным фондам только через 3-4 года. Это связано с тем, что негосударственные пенсионные фонды не умеют рекламировать свои услуги.

Грядущим летом российским гражданам предоставят новую возможность передать накопительную часть пенсии из Российского пенсионного фонда (ПФР) управляющим компаниям (УК). В конце прошлого года только 2% россиян предпочли доверить накопительную часть пенсии частникам. Тогда основной причиной "неуспеха" у граждан России стал фактический срыв рассылки уведомлений о состоянии пенсионных счетов. По вине их отправителя ПФР и отчасти почты России подавляющее большинство адресатов получили "письма счастья" со значительным опозданием. Новая возможность выбора будет дана россиянам с 1 июля этого года, когда, помимо УК, деньги смогут собирать негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Однако пока они даже не начали рекламу своих услуг, из-за чего будущие пенсионеры опять не узнают, кому и куда нести деньги на старость.

Негосударственные пенсионные фонды, входящие в десятку лидеров по объему пенсионных выплат, намереваются активно привлекать накопительную часть пенсии у физических лиц, объясняя это вполне прагматическими причинами. "Мы собираемся активно привлекать накопительную часть пенсии. Сегодня для нас это скорее политический момент", сообщил RBC daily представитель НПФ "Благо", пожелавший сохранить анонимность. Иными словами, цель крупных НПФ сегодня это занять в этом сегменте лидирующие позиции, пока предложение в нем только формируется. "Весь мировой опыт показывает: кто приходит на рынок в первые два-три года, тот на нем и остается. Скажем, уже через четыре года цена вопроса по выходу на рынок пенсионных накоплений увеличится в геометрической прогрессии", сказала RBC daily Ирина Горина, вице-президент НПФ "Профессиональный". Поэтому привлекать пенсионные средства частных лиц планируют даже те, кто пока что специализируется на работе только с одним корпоративном клиентом. "В настоящий момент наш фонд работает только со структурами "Газпрома". Правда, в дальнейшем мы собираемся привлекать и другие предприятия, а также частных лиц. Пока что эти механизмы работы с ними разрабатываются, поэтому точной даты, когда именно мы начнем привлекать накопительную часть пенсии частных лиц, точно сказать нельзя", сообщили RBC daily в НПФ "Газфонд".

Правда, работа с накопительной частью пенсии в первые несколько лет обернется для НПФ убытками. "Хотя мы не стали бы в ближайшие два года участвовать в привлечении накопительной части пенсии, но, учитывая мнение наших учредителей, наш пенсионный фонд на это идет", сказал RBC daily руководитель одного из негосударственных пенсионных фондов. Большинство пенсионных фондов рассчитывают, что, забрав часть государственной пенсии, они смогут убедить граждан делать взносы на вторую, дополнительную пенсию, иначе инвестиции бессмысленны. "Для того чтобы сегодня привлечь у населения 1 рубль, мы должны потратить 100 рублей. Но кто сказал, что если сегодня мы занимаемся этой деятельностью себе в убыток, то в будущем будет происходить то же самое? Поэтому мы рассчитываем, что через какое-то время наши усилия и затраты себя оправдают", говорит собеседник RBC daily в НПФ "Благо".

Пенсионные фонды хотят повторить опыт страховых компаний, которые начали в прошлом году продавать полисы ОСАГО. И здесь, и там расчет строится на том, что вместе с обязательными видами услуг можно продавать другие продукты (в пенсионных фондах хотят продавать вторую пенсию). Для того чтобы собрать деньги, страховщики и НПФ должны были потратиться на формирование филиальной сети и сейчас будут ее окупать. Однако в пенсионных фондах, в отличие от страховщиков, где даже ОСАГО пока не является убыточным, не знают, сколь долго они будут терять деньги. По прогнозам самих негосударственных пенсионных фондов, люди будут крайне неохотно доверять свои пенсионные накопления НПФ по меньшей мере в течение ближайших двух лет. "Сегодня государство настолько все запутало, что большинство людей не может разобраться, кому и зачем они доверяют или могут доверить накопительную часть своих пенсий: они, скорее всего, будут действовать по принципу: "когда не знаешь, лучше пересидеть" до наступления полной ясности в этом вопросе", говорит г-жа Горина. А собеседник RBC daily в НПФ "Благо" на вопрос, насколько успешным будет этап пенсионной реформы, который начнется 1 июля, ответил, что на грядущем этапе пенсионной реформы "может произойти все, что угодно".

Как заманить к себе граждан, в НПФ не знают. Они не могут рекламировать свои прошлые успехи по причине отсутствия кредитной истории и вынуждены ссылаться только на общие цифры количества текущих клиентов и количество граждан, которые уже получают вторую пенсию, но эти цифры мало кого убедят сделать выбор в их пользу. Дело в том, что большинство фондов выросли за счет монополии на обслуживание отраслей. Например, "Газфонд" обслуживает интересы газового монополиста, а НПФ "Электроэнергетики" структура, зарабатывающая на работниках электроэнергетики. Работать на открытом рынке, привлекая "клиентов с улицы", они пока не умеют. Более того, поскольку нет единства в оценках потенциала рынка частных пенсионных фондов, ряд НПФ может просто не дождаться отдачи от работы с физлицами или не соберет достаточного количества клиентов, как управляющие компании, которые получили всего несколько тысяч заявлений о переводе накопительной части пенсии. В некоторых фондах RBC daily прямо признали, что сознательных пенсионеров придется вербовать 3-5 лет. "Например, в более продвинутой в этом вопросе Прибалтике 30% всей накопительной части пенсии перешло к частникам в первый же год пенсионной реформы. В России же число клиентов НПФ будет расти года через 3, а через 5 лет доля частников на пенсионном рынке превысит 30%", говорит Ирина Горина.

Собеседники RBC daily в пенсионных фондах смогли назвать только два аргумента, которые, по их мнению, позволяют НПФ рассчитывать на успех. Во-первых, они считают, что смогут работать эффективней ПФР, хотя бы в плане информирования своих клиентов. "Любое частное управление всегда эффективнее государственного. Например, к нам недавно приходил военнослужащий, который в течение трех дней пытался выяснить вопрос по начислению ему пенсии в ПФР, но так и не добился ответа. Вообще по закону ПФР должен отвечать на все запросы населения, но он не в состоянии этого делать оперативно. Это понятно, ведь в ПФР открыто порядка 110 млн счетов. А в НПФ у клиента есть возможность получать информацию о состоянии своего счета хоть ежедневно, регулировать размер своей пенсии и т.д.", говорят в НПФ "Профессиональный". Во-вторых, НПФ рассчитывают на поддержку правительства. "Герман Греф и Михаил Дмитриев это идеологи пенсионной реформы, и их усиление в правительстве значительно ускорит и облегчит ее ход", говорит Ирина Горина.

comments powered by Disqus