Фонды

Добровольно-принудительная пенсия

Благодаря недавним решениям правительства пенсионная реформа приобрела новые очертания: степень ответственности государства за пенсионное обеспечение граждан стала весьма призрачной. Однако, несмотря на все отрицательные стороны грядущих изменений, их можно обратить в выгоду. Причем как для участников финансового рынка, так и для каждого из нас.

Благодаря недавним решениям правительства пенсионная реформа приобрела новые очертания: степень ответственности государства за пенсионное обеспечение граждан стала весьма призрачной. Однако, несмотря на все отрицательные стороны грядущих изменений, их можно обратить в выгоду. Причем как для участников финансового рынка, так и для каждого из нас.

С 2002 года в России действует трехуровневая пенсионная система. Отчисления из фонда оплаты труда в Пенсионный фонд России (28%), уплачиваемые работодателями в рамках единого социального налога (35, 6%), делятся на две части. 14% идет на текущие выплаты пенсий, а остальное формирует накопительно-страховую пенсию. 8-12% заносится наличные пенсионные счета в виде прав на будущую пенсию, но фактически эти деньги тоже выплачиваются нынешним пенсионерам. Оставшиеся 2-6% поступают на пенсионные счета граждан в виде "живых" денег. Они по закону подлежат инвестированию через управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Главная цель пенсионной реформы декларировалась как намерение сделать пенсии граждан "достойными". Предполагалось, что со временем страна перейдет от распределительной системы выплаты пенсий к накопительно-страховым принципам. И пенсия будет зависеть не от зарплаты более молодого поколения, как раньше, а от стажа и заработка каждого человека в отдельности. Все в принципе к этому шло: за два года реформы на накопительных счетах 38 млн граждан скопилось более 120 млрд руб. Эти средства, согласно законодательству, подлежат инвестированию на фондовом рынке. Для этого гражданам была предоставлена возможность передать пенсионные накопления из государственной системы в частную - управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Таким образом, пенсия граждан формировалась бы не только из текущих поступлений пенсионных взносов, но и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

В прошлом году появились первые результаты пенсионной реформы: порядка 700 тыс. человек перевели пенсионные накопления в частную систему. Их пенсионные накопления, объем которых оценивается в 1, 6 млрд руб., уже инвестируются на фондовом рынке. Однако на этом, скорее всего, все и закончится. После президентских выборов правительство решило провести налоговую реформу, а она идет вразрез с проводимой пенсионной реформой. Дело в том, что пенсионная система финансируется из поступлений единого социального налога. А как раз его и намерено сократить правительство. Таким образом, пенсионная казна государства, по словам чиновников, станет дефицитной. Поэтому было решено сократить обязательства государства в этой сфере. Правительство намерено отменить накопительную часть пенсии для граждан, родившихся до 1967 года, а также снизить процент отчислений на накопительные счета более молодых людей.

Следствием этого станет сокращение объемов пенсионных накоплений граждан. Таким образом, достойная старость опять превращается в миф. Пенсионная система, по сути, снова становится распределительной. "В краткосрочной перспективе государство не сможет предоставить гражданам пенсии, составляющие хотя бы 40% от заработной платы, хотя и этого, честно говоря, недостаточно", - полагает исполнительный директор НПФ "Прогресс-Доверие" Сергей Бровчак.

Мифический характер обретают также ожидания финансового рынка, который сделал крупную ставку на инвестиционный потенциал пенсионной реформы. Он оценивался в десятки миллиардов рублей ежегодно. Однако теперь эти цифры нужно делить как минимум на два. Поэтому сейчас участники рынка подсчитывают убытки: управляющие компании вложили в этот бизнес миллионы долларов. "Если раньше предполагалось, что пенсионное направление окупится через три-пять лет, то теперь эти сроки удваиваются", - рассуждает гендиректор управляющей компании "Альфа-Капитал" Анатолий Милюков. При этом выйти из пенсионной игры довольно сложно: управляющие компании будут обязаны управлять мизерными суммами пенсионных накоплений еще как минимум пять лет - это срок действия договора доверительного управления, заключенного государством с каждой из уполномоченных компаний. Пенсионным фондам будет несколько проще: они смогут задержать свой выход на этот рынок. Однако многие из них уже вложили в этот проект значительные суммы.

Но несмотря на все отрицательные стороны грядущих изменений, их вполне можно обратить в выгоду. Участники рынка постепенно делают это - сам факт их участия в пенсионной реформе сыграл им на руку. "Единственным плюсом участия управляющих компаний в пенсионной реформе стало повышение информированности населения об услугах компаний, - считает начальник отдела развития управляющей компании АВК "Дворцовая площадь" Алексей Лестовкин. - Люди узнали о существовании управляющих компаний какдостойной альтернативы сохранения средств на банковских депозитах и в валюте". "Если раньше мало кто знал, что такое НПФ, то теперь можно говорить о первичном становлении рынка, - уверен Сергей Бровчак. - Клиенты заключают договоры с НПФ, понимая, что на государство в этом вопросе полагаться бессмысленно".

В итоге неудачи на пенсионном фронте обернулись для финансового рынка серьезным прорывом в их основном бизнесе. Так, количество ПИФов, являющихся визитной карточкой управляющих компаний, увеличилось в полтора раза. Объемы средств в управлении - в десять раз. Рынок НПФ также переживает настоящий бум взносов: вместо запланированных 15 млрд руб. в НПФ по итогам прошлого года поступило более 22 млрд руб.

Для граждан грядущие изменения пенсионной реформы также вполне могут быть выгодными. Так, правительство параллельно с сокращением объемов накопительной системы обсуждает новую опцию - дополнительное пенсионное страхование. Ее суть втом, чтобы стимулировать граждан самостоятельно накапливать себе пенсию. Добровольные взносы в размере 4% от зарплаты будут освобождаться от подоходного налога. Кроме того, за каждый такой взнос государство обещает доплачивать по 2 тыс. руб. в год. Дотации будет финансировать федеральный бюджет, а суммы планируется учитывать на отдельной части пенсионного счета каждого гражданина. Заключить договоры дополнительного пенсионного страхования можно будет с государственным пенсионным фондом, НПФ и страховыми компаниями.

Это создает новый рынок, и его потенциал достаточно велик. Например, в западных странах аналогичные системы развиты столь же серьезно, как рынок потребительского кредитования или, к примеру, страхования имущества. Однако в российской модели дополнительного пенсионного страхования, фундамент которой пытается заложить правительство, есть ряд недостатков. Главный - присутствие государства в этой системе. Создавая мощные стимулы для граждан в дополнительном пенсионном страховании, государство в лице Пенсионного фонда России намерено сделаться серьезным игроком на этом рынке. Шансы у него на это, бесспорно, немалые: госсистема декларируется как некоммерческий продукт, обеспеченный государственными гарантиями.

Однако на деле госсистема оказывается еще более нестабильной, нежели финансовые институты. "Слишком непрозрачна деятельность Пенсионного фонда РФ, чтобы добровольно доверить ему свои деньги, - рассуждает замгендиректора управляющей компании "Петровский фондовый дом" Виталий Сотников. - Слишком часто меняются правила игры, и нет гарантии, что государство когда-нибудь не захочет воспользоваться моими добровольными взносами". В данном контексте показателен пример с той же пенсионной реформой: спустя два года после реализации проекта правила игры кардинально изменились. При этом граждане, которых планируется исключить из пенсионной системы, ничем не защищены и не вправе потребовать от государства вернуть им пенсионные накопления. Поскольку эти средства по закону являются собственностью государства. Государство в случае с пенсионной реформой повело себя так, будто бы закон таковым не является: принимается политическое решение, а затем под него переписывается законодательство. Приняв решение о новых изменениях пенсионной системы, государство умудрилось превратить свои плюсы - гарантии законодательства - в минусы. Частный сектор может на этом выиграть, и уже сейчас участники рынка пытаются обратить сложившуюся ситуацию в свою пользу. "Факт заключается в том, что ПФР не оказывает гражданину никакой услуги, поскольку отсутствует главный признак этого - договор между застрахованным и страховщиком, - считает президент НПФ "Первый национальный" Виталий Плотников. - Договор признает существование правоотношений между клиентом и продавцом услуг. При его наличии гражданин вправе спросить с того, кто оказывает услугу, потребовать исполнения обязательств в объеме, который предусмотрен договором. Все это находится в правовом поле Гражданского кодекса". Договор может быть изменен только в случае согласия обеих сторон сделки. По собственному желанию финансовая организация не вправе сократить свои обязательства по отношению к клиенту. "В случае с государством все признаки договорных отношений отсутствуют. А значит, отсутствуют и обязательства", - полагает гендиректор НПФ Сбербанка России Галина Морозова.

Все это может стать реальным стимулом для развития частной пенсионной системы. Шансы на это удваиваются, если правительство сдержит обещания и будет стимулировать граждан накапливать на пенсию добровольно. "Налоговые льготы могут заинтересовать людей копить на пенсию добровольно, - считает вице-президент инвестиционной компании "Атон" Вадим Сосков. - Нынешняя система формирования пенсии явно уступает добровольным способам накопления напрямую через ПИФы, НПФ и пр. Во всяком случае, возможность добровольно распоряжаться средствами привлекательнее добровольно-принудительного изъятия средств и обременении, связанных с этим".

Впрочем, частная пенсионная система построена на инвестиционном риске - деньги, вложенные в НПФ, страховую компанию или ПИФ, будут размещаться на фондовом рынке. Его колебания будут менять сумму инвестиций. Однако НПФ, например, в любом случае гарантируют выплату клиентам вложенных сумм. Некоторые фонды предусматривают в договоре ставку гарантированной доходности. Таким образом, шансы скопить к старости приличную сумму становятся вполне реальными. По крайней мере, сумма добровольных пенсионных накоплений будет больше государственной пенсии. Так, сейчас средняя пенсия в нашей стране составляет чуть более 2 тыс. руб. и фактически не зависит от стажа и заработка.

Институтов, которые могут предложить качественные услуги формирования накоплений на пенсию, сейчас совсем немного. Лишь некоторые НПФ продают реальные пенсионные продукты. В основном это банковские фонды, среди которых, кстати, появились иностранные игроки. Весьма широкие возможности заложены в корпоративных пенсионных программах. Работодатели начинают всерьез этим интересоваться. Корпоративный пенсионный план позволяет компании создавать систему мотивации персонала, решать вопросы кадровой политики. В последнее время появляется спрос на так называемые взаимные пенсионные программы, когда в формировании пенсии участвует не только работодатель, но и сотрудник, права на пенсию которого обеспечены договором. "С конца прошлого года обозначилась тенденция перехода корпоративных пенсионных систем на взаимные схемы формирования пенсии, - рассказывает гендиректор управляющей компании "Капиталъ" Алексей Шкрапкин. - Теперь не только корпорация, но и работник участвует в пенсионном обеспечении. Схема "рубль корпорации на рубль работника" становится все более популярной".

Спрос на пенсионные услуги только начинает формироваться. "Чем менее стабильно поведение государства в пенсионной системе, тем больше шансов появляется у рынка частного пенсионного страхования", - говорит Галина Морозова. "Как показывает опыт западных стран, нужны веские причины для того, чтобы люди начали пользоваться дополнительным пенсионным страхованием. Такими причинами могут быть налоговые льготы, размер будущего пенсионного обеспечения, предоставляемого государством или работодателем, общее повышение уровня жизни и желание людей сохранить этот уровень после ухода на пенсию, - полагает партнер Pricewaterhouse-Coopers Алекс Бертолотти. - Первые признаки всего этого постепенно появляются: уровень доходов населения растет, финансовый рынок развивается".

comments powered by Disqus