Рынок

C 2004 года пенсии жителям Украины будут назначать по новым правилам

После вступления в силу двух недавно принятых парламентом законов даже нынешних пенсионеров ожидает перерасчет выплат

Пенсионная реформа в Украине очень напоминает тарантиновский блокбастер "Криминальное чтиво": на протяжении пяти лет страна предпринимала какие-то шаги, которые сами по себе были не совсем понятны, логически не связаны и никаких последствий для общественности, казалось, не имели. Вспомним хотя бы введение персонифицированного учета взносов - его практически никто из нас не ощутил, выдачу свидетельства об обязательном социальном страховании - документ некуда и незачем было предъявлять, и многое другое. И вдруг после принятия всего двух законов эти разрозненные шаги приобрели смысл. Они стали нужными и важными, поскольку являются частью системы - новой системы пенсионного страхования, которая начнет работать... уже со следующего года.

Получать пенсию из солидарной системы смогут только застрахованные лица

Итак, с 2004 года мы перейдем от пенсионного ОБЕСПЕЧЕНИЯ к пенсионному СТРАХОВАНИЮ. А это значит, что о наших пенсиях станет заботиться не столько государство, сколько мы сами. Главный принцип новой системы - справедливое соотношение между теми взносами, которые человек отчислил во время своей трудовой деятельности на нужды пенсионной системы, и той пенсией, на которую он сможет претендовать после выхода на заслуженный отдых.

Новую систему будут регулировать два основных закона: "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении". Оба вступят в силу с 1 января 2004 года.

Немного истории. Так же долго, как эти два документа, депутаты шлифовали в комитетах, пожалуй, только закон о налоге на доходы физических лиц. К примеру, законопроект об общеобязательном государственном страховании пролежал "в закромах" Верховной Рады фактически с конца 1997 года. Он прошел пять первых и три вторых чтения. Пережил два созыва. И был принят только после того, как в состав профильного Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов вошли не только традиционные представители левых сил, но также люди, неплохо разбирающиеся в проблемах экономики в целом и финансового и фондового рынков в частности.

Новая пенсионная система будет состоять из трех уровней (а наши будущие пенсии, соответственно, из трех частей).

I уровень - солидарная система. Эта обязательная составляющая новой пенсионной системы, существующая сейчас. Она будет действовать по тому же принципу, по которому работает нынешняя пенсионная система: работающие люди и предприятия перечисляют взносы в Пенсионный фонд и эти деньги идут на выплату пенсий пенсионерам. Фактически работающее поколение за счет своих взносов содержит неработающее. Но с 2004 года солидарная система переходит на принципы страхования. И получать из нее пенсию смогут (внимание!) только застрахованные лица. Факт страхования подтверждает свидетельство об обязательном государственном социальном страховании, выданное на основании заведенного Пенсионным фондом личного пенсионного дела. Кстати, эти свидетельства Пенсионный фонд Украины начал выдавать работающим людям еще два года назад.

Принципиально изменится после введения законов механизм начисления пенсий в солидарной системе. Они по-прежнему будут зависеть от размеров зарплат и продолжительности трудового пути, но...

Первое "но": при начислении пенсии станут принимать во внимание только ту зарплату, из которой официально уплачены взносы на пенсионное страхование (причем сведения о них должны быть отражены в личном деле этого человека).

Второе "но": вместо трудового стажа будет учитываться страховой - периоды, в течение которых работник платил взносы на пенсионное страхование.

Та часть пенсии, которую нам станут платить из солидарной системы, будет основной частью пенсионных выплат. По расчетам специалистов, она составит около 35-40 процентов зарплаты.

Выйдя на заслуженный отдых, человек сможет получать доплату из средств, собранных на его накопительном пенсионном счете.

II уровень - накопительная система. Это тоже обязательная, но принципиально новая составляющая пенсионной системы. Предполагается, что после ее введения часть пенсионных взносов человека будет откладываться на его пенсионном счете, где они станут накапливаться и даже приумножаться за счет прибыли от вложения этих денег в разные объекты (акции, другие украинские и зарубежные ценные бумаги), помещения на банковские счета и так далее. Когда человек выйдет на пенсию, он сможет получать своеобразную доплату (одноразовую или на протяжении всей жизни) из тех денег, которые к тому моменту будут собраны на его накопительном пенсионном счете.

Если новую солидарную систему (I уровень) введут уже со следующего года, то принятие закона о перечислении части страховых взносов в накопительную систему (II уровень) возможно только после улучшения экономической ситуации в Украине на протяжении двух последующих лет. Прежде чем заработает накопительная система, государству нужно выполнить около десятка закрепленных законом условий, в том числе - поднять уровень пенсий в солидарной системе до прожиточного минимума. Тем не менее министр труда и социальной политики Михаил Папиев, представляя законы, был настроен достаточно оптимистично и выразил надежду, что накопительную часть удастся ввести уже с 2007 года.

Со временем каждый застрахованный человек станет получать пенсии из двух источников - из солидарной системы и из накопительной. Предположительно, из накопительной системы человеку будут платить еще 20-30 процентов пенсии.

Впрочем, если сложить солидарную и накопительную части, мы все равно не достигнем желаемых размеров пенсии, которая сможет достойно компенсировать заработок. Вот почему со следующего года, помимо обязательного государственного пенсионного страхования, будет введен еще один уровень.

III уровень - негосударственное пенсионное обеспечение (которое регулируется специальным Законом "О негосударственном пенсионном обеспечении"). Данный уровень также носит накопительный характер, но не является обязательным. Эта добровольная часть пенсионной системы была придумана для людей, которые могут себе позволить отложить лишнюю копеечку на старость. Есть еще второй вариант: определенную сумму страховых взносов в пользу работника перечисляет в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) работодатель. Именно с учетом выплат из негосударственных пенсионных фондов специалисты надеются добиться более или менее приемлемых размеров пенсий (70-75 процентов зарплаты).

Но ведь и сейчас существуют подобные фонды, может возразить читатель. Конечно, существуют. Да вот только их деятельность до настоящего момента не была урегулирована никакими специальными законодательными актами, поэтому они работали скорее по принципу: что не запрещено - разрешено. Новый закон достаточно четко описывает "правила игры" на этом рынке: сколько, кому, куда и когда нужно вкладывать и как потом платить. Это позволит более надежно защитить деньги клиентов негосударственных пенсионных фондов от всяких "если" и "вдруг"... Ведь на сегодняшний момент отсутствие надежных гарантий существенно препятствует развитию негосударственного пенсионного страхования. Кроме того, все негосударственные пенсионные фонды, а также компании, с которыми они будут вместе накапливать и приумножать пенсионные деньги (например, компания по управлению активами, компания-администратор, страховая компания), должны после вступления закона в силу получить соответствующие лицензии. А это - дополнительный государственный надзор за деятельностью НПФ.

Оба закона предусматривают достаточно жесткий контроль над денежными потоками на всех трех уровнях. Считается, что таким образом государство гарантирует защиту интересов застрахованных людей и на этапе накопления средств, и при выплате пенсий. Причем, если возникнет дефицит денег в солидарной системе (а это может произойти, когда заработает II уровень и часть взносов начнет поступать в накопительный фонд), закон обязывает покрыть его за счет средств госбюджета: чтобы ни в коем случае не уменьшились размеры "солидарных" пенсий.

Государство будет жестко контролировать работу негосударственных пенсионных фондов

Важная особенность новой системы - государственному пенсионному страхованию подлежат все работающие жители Украины. Даже военнослужащие срочной службы. А вот офицерам, прапорщикам, мичманам, контрактникам, служащим командного и рядового составов органов внутренних дел и другим работникам военизированных формирований перечислять деньги в Пенсионный фонд не придется. Впрочем, если они не приобретут по каким-либо причинам право на пенсию за выслугу лет по специальному "воинскому" закону и будут вынуждены уйти на трудовую пенсию, тогда государство заплатит за весь период их службы взносы (путем переведения дотаций Пенсионному фонду из соответствующих бюджетов) и тогда весь период службы зачтут в страховой стаж.

После длительных дебатов депутаты также уладили вопрос и с пенсионным страхованием "упрощенцев" - предпринимателей, перешедших на фиксированный, единый налог, и их работников. Рассудив здраво, законодатели решили, что наемные работники подлежат пенсионному страхованию с уплатой взносов "по полной программе". А вот сами предприниматели - "упрощенцы" будут платить отдельно в Пенсионный фонд фиксированную сумму взноса, которая будет устанавливаться во время принятия государственного бюджета.

Поскольку система пенсионного обеспечения у нас в стране достаточно обширна (сейчас она регулируется более чем 20 законами), некоторые вопросы остались нерешенными даже после принятия двух новых законов. Например, проблема льготного исчисления стажа (те самые "год - за два"). Пока этот порядок продолжит свое существование - до принятия соответствующего закона. Остались и специальные пенсии для:

  • госслужащих;
  • народных депутатов;
  • журналистов;
  • научных работников;
  • дипломатов;
  • работников прокуратуры;
  • судей;
  • некоторых других категорий наших сограждан.

Правда, новый закон предусматривает, что разница между той пенсией, на которую такой человек имеет право исходя из его стажа и заработка (то есть обычной пенсией), и выплатами, положенными ему по специальному закону, будет финансироваться за счет государственного бюджета или других источников, чтобы не перекладывать эти расходы на плечи других пенсионеров.

И еще один очень важный момент - после введения нового закона изменится порядок выплат не только будущим, но и ныне действующим пенсионерам. Во-первых, отменят максимальную пенсию (те самые 150 гривен, больше которых в настоящее время нашим "трудовым" пенсионерам не платят). Во-вторых, будет произведен перерасчет всех ранее начисленных пенсий (в соответствии с нормами нового закона). Как отметил министр труда и социальной политики Михаил Папиев, у Пенсионного фонда хватит сил и средств на то, чтобы произвести этот перерасчет и потом платить нашим пожилым согражданам новый размер пенсии в полном объеме.

Лилия Поволоцкая, "Факты" (Киев)

comments powered by Disqus