Рынок

ABN AMRO распродает свой пенсионный бизнес в США, Восточной Европе и Казахстане

В конце июля голландская банковская группа ABN AMRO объявила о том, что продает Казкоммерцбанку (ККБ) дочернюю организацию, осуществляющую инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) "ABN AMRO Asset Management Казахстан" и 80,01% акций в пенсионном фонде "ABN AMRO КаспийМунайГаз". В ABN AMRO заявили о том, что банк пересмотрел свою политику управления пенсионными накоплениями и потому счел необходимым продать свой пенсионный бизнес в некоторых странах. Сначала были Чехия и США, затем настала очередь Казахстана.

В конце июля ABN AMRO объявил о том, что продает Казкоммерцбанку (ККБ) дочернюю организацию, осуществляющую инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) "ABN AMRO Asset Management Казахстан" и 80,01% акций в пенсионном фонде "ABN AMRO КаспийМунайГаз".

В ABN AMRO заявили о том, что банк пересмотрел свою политику управления пенсионными накоплениями и потому счел необходимым продать свой пенсионный бизнес в некоторых странах. Сначала были Чехия (Бронируйте путевки в Прагу заранее или сделайте заказ менеджеру для подбора лучшей цены за туры в Прагу) и США, затем настала очередь Казахстана. "Это решение ABN AMRO ни в коей мере не связано с недостаточно высокой доходностью пенсионного бизнеса, - пояснил "Эксперту Казахстан" в головном офисе банка в Лондоне директор по слияниям и поглощениям глобального подразделения по развивающимся рынкам Александр Захарченко. - Пенсионный фонд и ООИУПА в настоящее время демонстрируют высокие показатели и значительный потенциал дальнейшего роста. Однако, являясь крупным международным институтом, ABN AMRO рассматривает свою стратегию и деловые приоритеты с глобальной точки зрения. Стратегически администрирование пенсионных накоплений не является основным направлением деятельности для ABN AMRO, и потому было принято решение отказаться от этого бизнеса в целом ряде стран. Это решение является частью пересмотра общей стратегии деятельности и переноса акцентов на глобальном уровне". Таким образом, ABN AMRO решил усилить другие деловые направления, такие как, например, банковские услуги для корпоративных и розничных клиентов, что в ближайшем будущем, по словам г-на Захарченко, станет заметно и в Казахстане.

В поисках потенциального покупателя ABN AMRO сделал предложение не одному ККБ, но и другим финансовым институтам, обладающим хорошей репутацией, необходимым опытом и стратегическим стремлением управлять подобным бизнесом в Казахстане. Как объясняет г-н Захарченко, их банк очень заинтересован в ровном, "сглаженном" переходном периоде для продаваемых дочерних структур. На взгляд топ-менеджмента ABN AMRO, среди нескольких предложений выбрано лучшее как с коммерческой стороны, так и с точки зрения интересов клиентов и сотрудников компаний.

ККБ, в свою очередь, как заявила председатель правления Нина Жусупова на пресс-конференции по случаю объявления договоренности о сделке, рассматривает это приобретение как стратегический шаг в увеличении доли в этом важном сегменте рынка финансовых услуг. При этом банк-покупатель сразу заявил о том, что слияние "ABN AMRO КаспийМунайГаз" с НПФ "УларYмит", который является аффилиированной компанией ККБ, не планируется. Более того, управляющий директор ККБ Магжан Ауэзов отметил, что будут сохранены система менеджмента, персонал, клиентская база и международные стандарты работы. Как предполагается, подходы в работе с клиентами НПФ существенных изменений не претерпят, несмотря на то, что покупаемый фонд в основном работал не с розничными, а с корпоративными клиентами. Будет продолжена работа по привлечению новых клиентов и удержанию существующей клиентской базы за счет поддержки и дальнейшего развития эффективного и качественного сервиса. "Не стоит забывать, - подчеркнул управляющий директор ККБ, - что за корпоративными клиентами стоят индивидуальные физические лица-клиенты. Высокая покупательская способность клиентской базы НПФ относительно клиентской базы других фондов предоставляет для ККБ хорошую возможность для продаж клиентам НПФ более широкого и доступного пакета розничной продукции, нежели при работе НПФ в системе ABN AMRO".

Поясняя для "Эксперта Казахстан", почему в случае с НПФ идет речь о приобретении именно 80,01% акций, г-н Ауэзов сказал: "Так как сделка осуществляется с ABN AMRO Bank Казахстан, которому принадлежит 80,01% акций НПФ, изначально транзакция подразумевает приобретение именно такой доли в НПФ. Тем не менее, согласно требованиям законодательства Казахстана, по завершении этой сделки ККБ сделает предложение остальным акционерам, а оставшийся пакет акций НПФ (19,99%) принадлежит нескольким компаниям, по выкупу их соответствующих долей в НПФ".

Интересы третьих лиц затрагивает и продажа ООИУПА. Дело в том, что эта организация обслуживает не только НПФ "ABN AMRO КаспийМунайГаз", но и НПФ "Капитал", являющийся "дочкой" другого банка - ЦентрКредит. Не получится ли так, что продажа ООИУПА подтолкнет к уходу "Капитал", который рассчитывает на более эффективную деятельность по управлению его активами.

Безусловно, один из критических факторов доверия - это сохранность и качество инвестиционного управления пенсионными сбережениями. ККБ намерен придерживаться практики и стандартов инвестирования, установленных КУПА за годы работы на рынке Казахстана в системе ABN AMRO. Однако в самом фонде "Капитал" говорят о том, что "если и будут решения, то не в связи с изменением состава акционеров организации, управляющей пенсионными активами, а по результативности деятельности по управлению, выполнению обязательств перед фондом".

Хотя стороны довольно открыто говорят о сделке, тем не менее ее стоимость не оглашается. "Поскольку по сделке пока существует лишь принципиальная договоренность и процедуры утверждения в регулирующих органах только начинаются, мы не готовы говорить о предполагаемой стоимости транзакции", - говорит Магжан Ауэзов.

Окончательные сроки оформления сделки будут зависеть от скорости прохождения процедур по получению всех разрешений от Агентства финансового надзора. Но уже к началу декабря она может быть завершена. Тогда и станет ясно, в какую сумму обошлось приобретение Казкоммерцбанку.

Можно предположить, что приобретенные компании очень скоро будут подвергнуты ребрендингу. Несмотря на отличное реноме ABN AMRO, Казкоммерцбанк вряд ли захочет оставлять в названии своих компаний чужое имя.

Ирина Галкина, Эксперт-Казахстан

comments powered by Disqus