Виталий Плотников относительно последних событий на рынке НПФ

image

Комментарии Президента "Первого Национального Пенсионного Фонда" Плотникова В.А. по созданию Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений и назначению Вячеслава Батаева Руководителем Инспекции НПФ.

Комментарии Президента "Первого Национального Пенсионного Фонда" Плотникова В.А. по созданию Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений и назначению Вячеслава Батаева Руководителем Инспекции НПФ.

КОММЕНТАРИИ

1. К вопросу о создании Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений.

Завершается подготовка документов по созданию Общественного cовета по инвестированию пенсионных накоплений. Закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» хотя и определяет основные задачи этого органа, практически ничего не говорит о механизме их реализации.

Представляется, что главной задачей Общественного cовета должно стать обеспечение публичности всех решений, принимаемых государством и оказывающих влияние на результаты инвестирования пенсионных накоплений, особенно в долгосрочной перспективе. Орган государственного контроля, особенно такой, как Минфин, главными приоритетами которого являются приоритеты бюджетные, обладая полномочиями по установлению нормативов и направлений инвестирования, может пользоваться своими полномочиями в интересах государства (бюджета) и в ущерб будущим пенсионерам. Общественный Cовет должен анализировать шаги государственных органов и всякий раз вставать на пути решений, наносящих ущерб вкладчикам пенсионной системы.

Из этого, на наш взгляд, должно исходить Правительство, определяя персональный состав Общественного cовета. Абсолютно правилен подход Правительства, в соответствии с которым в предполагаемый состав Общественного cовета не вошли представители участников рынка (НПФ, УК, спецдепов и т.д.). Являясь наиболее заинтересованной, активной и профессиональной частью членов Совета, они, безусловно, доминировали бы при принятии решений. Эти решения были бы однобокими и в перспективе привели бы к снижению авторитета Общественного cовета. Включение в Совет представителей профсоюзов и работодателей: удачное решение, с точки зрения достижения баланса интересов. Но, поскольку две вышеназванные категории представителей не являются специалистами в сфере инвестирования, их работа в Совете может превращаться в неконструктивное противостояние. Третьей силой, по нашему мнению, в составе Совета могла бы стать группа известных ученых-экономистов (не обязательно только российских), которая, не будучи непосредственно заинтересованной в тех или иных решениях, смогла бы привнести в процесс принятия решений знание предмета в сочетании с необходимой широтой кругозора.

2. Назначение Вячеслава Батаева Руководителем Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ. (05.05.2003).

Завершена карьера руководителя Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде Мудракова В.И. Около двух недель назад он подал заявление об отставке, которая вчера была принята.

Г-н Мудраков был вторым руководителем Инспекции за все время ее существования с 1994 г. Участники рынка прекрасно знали о большом количестве претензий к Инспекции со стороны Министра труда Александра Починка. Одной из главных претензий в последнее время, которая не раз озвучивалась публично, была разрешенная Инспекцией система, связанная с особым порядком управления пенсионными резервами. Особый порядок управления ПР позволял формировать инвестиционный портфель с нарушением нормативов, установленных Постановлением Правительства. Особым порядком, как правило, пользовались крупные корпоративные и отраслевые НПФ. Для большинства рыночных фондов этот способ управления был закрыт, также как и информация о том, кто и почему такое разрешение получил.

Следует признать, что г-н Мудраков при всех недостатках возглавляемого им органа, запомнился как руководитель, при котором внимание к рынку со стороны государства значительно возросло. Именно при нем и во многом благодаря нему НПФ нашли свое место в пенсионной реформе. Сейчас наступает новый этап развития рынка НПФ, который, судя по всему, требует и кадрового обновления.

Одновременно вчера разрешилась интрига с назначением на освобождающуюся должность. Как мы и предполагали, новым руководителем стал человек, полностью ло-яльный к руководству Минтруда. Судя по первым заявлениям вступившего в должность Вячеслава Батаева, основной задачей нового руководителя будет создание целостной системы контроля в условиях новых требований к НПФ. Указанная задача по всей видимости будет самой актуальной в течение ближайших лет развития рынка НПФ. Считается, что с приходом Вячеслава Батаева на рынке будет открыт «сезон охоты» на мелкие НПФ. Пока из уст руководителя Инспекции ничего похожего на это расхожее мнение не прозвучало. Однако, такого рода заявления неоднократно делал Министр труда Александр Починок. И не будет ничего неожиданного в том, что новый руководитель Инспекции будет претворять в жизнь линию министерства.

В связи с возможной линией поведения Инспекции НПФ, направленной на укрупнение рынка и действующих на нем игроков, хотелось бы высказать несколько соображений:

  1. Это легче объявить, чем сделать. Лицензии фондам выдавались законно. По закону же они действительны как минимум до 01.07.2009 года. Поправки к закону об НПФ не определяют сроков приведения нормативов в соответствие с требованиями закона для НПФ, получивших лицензии до 01.01.2003 г. Не исключено, что ожидаемыми подзаконными актами более понятные трактовки закона будут введены, но при желании их можно будет оспаривать в суде.

  2. Сплошь и рядом такие действия будут нарушать права клиентов. В настоящее время ничего не известно о наличии какой-либо вразумительной методики действий контролирующего органа в случае «силового» закрытия НПФ, имеющего вкладчиков. Естественно нет и никакой практики.

  3. Понятия «размер» и «надежность» не являются тождественными. Размер, как водится, имеет значение в большей степени эмоциональное. Никаких особых выгод клиенту это не приносит. Конечно, размер активов может влиять на повышение надежности, поскольку большие активы позволяют достигнуть более высокой диверсификации в процессе их инвестирования. Подлинная надежность финансового института обеспечивается целым набором факторов, таких как управление рисками в процессе исполнения обязательств и при инвестировании, адекватная рыночная стратегия, квалификация персонала и т.д. Часто случается, что именно крупные корпоративные фонды манкируют правилами обеспечения надежности, самонадеянно полагаясь на «размер». В качестве примера можно привести российские рынки банковских и страховых услуг. Тысячи игроков, очень крупных и едва заметных, и каждый находит «своего» клиента.

В.А. Плотников
Президент НПФ «Первый национальный пенсионный фонд»

comments powered by Disqus