КонфОП предупреждает о возможных проблемах в сфере управления пенсионными накоплениями

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) выступила с заявлением по поводу принятия правительством РФ постановления № 390, утвердившего требования к управляющим компаниям (УК) и их должностным лицам для участия в конкурсе на право управлять средствами пенсионных накоплений.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) выступила с заявлением по поводу принятия правительством РФ постановления № 390, утвердившего требования к управляющим компаниям (УК) и их должностным лицам для участия в конкурсе на право управлять средствами пенсионных накоплений.

Приводим текст этого заявления:

"Завершилась многомесячная подковерная борьба лоббистов за доступ к пока небольшому, но потенциально лакомому куску финансового рынка,.

Напомним, что до 15 октября граждане имеют право выбрать себе управляющую компанию из числа победителей конкурса - или же промолчать и остаться клиентами ПФР и Внешэкономбанка. За прошедшие полгода сменился десяток вариантов этих требований и критериев. Регуляторы шарахались из крайности в крайность: от ультражестких подходов, при которых на рынке осталось бы 2-3 УК, до сверхмягких вариантов, при которых доступ к пенсионным деньгам мог бы получить практически любой желающий. При этом позиция КонфОП, неоднократно высказывавшаяся в прессе, состояла в том, чтобы найти золотую середину и допустить на этот рынок разумное количество наиболее крупных, опытных и надежных игроков - порядка 10-12 УК. Это, с одной стороны, облегчило бы выбор "неискушенным" гражданам, а с другой - позволило бы гарантировать высокий профессионализм и надежность работы управляющих на первом этапе.

Принятый в итоге вариант Постановления оказался неоправданно мягким. Главный его недостаток в том, что при желании практически любая из более чем сотни лицензированных УК может вписаться в эти критерии. В самом деле, два основных финансовых параметра - сумма активов под управлением в 100 млн. рублей и размер собственного капитала в 50 млн. рублей - должны выполняться на будущую дату - на 1 августа текущего года. Наличие богатых хозяев и некоторого бухгалтерского мастерства позволяет в течение оставшегося месяца накачать и то и другое до требуемого размера (кстати, не требуется, чтобы активы и собственный капитал оставались на том же уровне и впоследствии - т.е. можно временно "надуть воздушный шарик", а потом сдуть его обратно).

Далее, под управлением такой УК должно быть не менее двух фондов - либо инвестиционных, либо пенсионных, - но опять же не на прошлую дату, а на дату подачи документов для участия в конкурсе. Наконец, критерии, связанные с руководителями и специалистами УК (квалификационные аттестаты и двухлетний стаж работы на рынке ценных бумаг) также никого не отсекут, поскольку при отсутствии таких сотрудников в самой компании их всегда можно "перекупить" или "взять в аренду" - у профессиональных участников рынка ценных бумаг такая практика встречается нередко.

Итак, если целью регулятора является максимально либеральный подход к работе на новом рынке, то он своего добился. Но что будет, если "победителями конкурса" окажутся даже не 100, а хотя бы 50 управляющих компаний? Можно прогнозировать следующие проблемы:

1) Гражданин, намеренный осуществить свой выбор, утонет в списке из нескольких десятков незнакомых ему названий - и, не в силах сделать осмысленный выбор, просто махнет на это рукой,

2) У каждой отдельной УК снижаются стимулы к ведению разъяснительно-пропагандистской работы: ведь издержки несет конкретная компания, а результаты "размажутся" по всему сообществу управляющих, включая и тех, кто особо не тратился, но попал в общий список. Крупные УК, способные финансировать разъяснительную кампанию, могут отказаться от "работы на конкурентов", и граждане так и останутся недостаточно проинформированными о происходящей реформе.

3) Молодые и неизвестные компании оттянут часть клиентуры на себя, но при этом абсолютные суммы средств под их управлением будут невелики, и доходы от управления могут оказаться меньше расходов. Это, в свою очередь, затруднит для них эффективное и качественное управление портфелем и подорвет имидж рынка в глазах потребителей.

4) При большом числе управляющих, в том числе не обладающих достаточным опытом, практически неизбежна ситуация, когда кто-то из УК покажет плохие результаты (вплоть до прямых убытков, т.е. уменьшения стоимости портфеля по сравнению с первоначальным), - что станет дополнительным поводом для тревог и разочарований граждан.

Итак, долгожданное постановление на поверку не выполняет своего назначения - не устанавливает надежных критериев для отсечения "случайных" людей и фирм. Не стоило так долго мучиться над принятием этого документа, чтобы в итоге допустить к управлению пенсионными накоплениями практически всех желающих".

comments powered by Disqus