Рынок

"Неуклонный рост пенсионных накоплений требует расширения круга инвестиционных инструментов"

Интервью с Председателем Национального банка Казахстана Григорием Марченко.

- Следите ли вы за развитием пенсионной реформы в России? Что бы вы порекомендовали изменить в ее проведении?

- Использование накопительных механизмов считаем абсолютно необходимой и неизбежной мерой с учетом демографической и экономической ситуации в наших странах. Но в существующей ситуации достаточно сложно и неправильно что-либо советовать. Любая пенсионная реформа - длительная работа, в результате которой выбирается не всегда оптимальный, но политически приемлемый вариант.

Тем не менее, на наш взгляд, в России существующие размеры взносов в накопительную систему не позволяют решить проблему адекватного соотношения будущих размеров пенсии к заработной плате именно за счет накопительной части. Есть расчеты, в соответствии с которыми человек может накопить достаточную сумму средств в накопительной пенсионной системе только в случае отчисления как минимум 8% от своей зарплаты.

- В чем вы видите главные отличия пенсионных реформ по российскому и казахстанскому вариантам?

- Одно из основных отличий - соотношение размеров солидарной и накопительной системы пенсионного обеспечения. За счет базовой и страховой частей пенсии в России формируется основной размер пенсии каждого гражданина. При этом страховая часть имеет в основе условно-накопительный характер и не может рассматриваться полностью в качестве накопительного механизма (отсутствует персонификация счетов). Введение накопительной части в том объеме, в котором она существует сейчас, не позволяет играть ей ключевую роль в пенсионном обеспечении. Таким образом, в России основной пока остается солидарная система.

Основой пенсионного обеспечения в Казахстане является обязательная накопительная система, в которой размеры пенсий зависят от суммы уплаченных взносов. Размер взноса в накопительную пенсионную систему составляет 10% от зарплаты работника. Поэтому в будущем в Казахстане основной частью пенсии станет пенсия, сформированная за счет накопительной системы.

Другим отличием является то, что в России все взносы в рамках накопительной части направляются и аккумулируются в одном государственном институте (Пенсионном фонде РФ), который при этом является одним из основных участников солидарной системы, что повышает риски и может повлиять на эффективность функционирования всей системы. Вкладчик может выбирать только компанию, которая будет управлять его накоплениями, однако концентрация ресурсов остается в Пенсионном фонде РФ.

В Казахстане вкладчики имеют право выбирать накопительный пенсионный фонд (вне зависимости от формы собственности), который будет аккумулировать накопления. Пенсионный фонд самостоятельно выбирает одну или несколько управляющих компаний для управления активами фонда либо может осуществлять самостоятельное управление активами. При этом вкладчик имеет право поменять пенсионный фонд и перевести все свои накопления в другой пенсионный фонд по своему выбору (но не чаще чем два раза в год).

- Не жалеете ли вы, что в Казахстане реализована трехуровневая пенсионная система? - Не жалею. Ведь наша система позволяет предусмотреть интересы не только нового поколения граждан Казахстана за счет обязательных взносов, но и защищает интересы той части населения, которая имеет право на получение пенсий еще из солидарной системы.

А также каждый гражданин имеет возможность увеличить свои пенсионные накопления за счет добровольных пенсионных взносов, которые имеют льготный порядок налогообложения. Кроме того, введены так называемые добровольные профессиональные пенсионные взносы - это дополнительные взносы с целью материальной поддержки людей, занятых во вредных производствах. Пенсионные накопления, сформированные за счет таких взносов, становятся доступными до наступления общего пенсионного возраста - в 50 лет.

Также существует возможность выхода граждан на пенсию по достижении 55 лет, если пенсионные накопления обеспечивают получение хотя бы минимальной пенсии в течение оставшейся жизни.

- Консультировались ли с вами российские чиновники?

- В целом мы нередко контактируем со своими российскими коллегами в области экономики. В частности, хотелось бы отметить недавний визит советника президента России Андрея Илларионова.

- Довольны ли вы результатами управления, которые показывают НПФ?

- В целом НПФ и организации по инвестиционному управлению пенсионными активами (ОИУПА) справляются со своими задачами достаточно успешно. У нас на рынке действуют 16 накопительных пенсионных фондов (НПФ), в том числе один государственный (ГНПФ). В соответствии с изменениями и дополнениями в пенсионное законодательство с 1 января 2003 года НПФ вправе самостоятельно инвестировать пенсионные накопления при наличии лицензии на данный вид деятельности.

За 5 лет и 10 месяцев функционирования накопительной пенсионной системы общий объем пенсионных активов достиг 348,6 млрд тенге ($2,4 млрд). Пенсионные накопления росли не только за счет новых поступлений, но и за счет получения инвестиционных доходов, динамика которых характеризуется постепенным ростом.

При этом численность вкладчиков накопительной системы также из года в год растет. Она уже превысила 6 млн человек, что составляет 80% всего экономически активного населения.

- Как решается проблема рисков недобросовестности и непрофессионализма пенсионных фондов?

- Концентрация функций регулирования в одном органе - в Национальном банке - позволяет решать данные проблемы достаточно гибко и оперативно. В частности, установлены ограничительные лимиты по инвестированию пенсионных активов, также пенсионные фонды и ОИУПА должны соблюдать установленные для них пруденциальные нормативы.

Регулирование распространяется также и на эмитентов, желающих привлечь пенсионные деньги. Так, казахстанским корпоративным эмитентам прежде всего нужно перейти на международные стандарты бухучета, провести аудит по международным стандартам и войти в листинг "А" на Казахстанской фондовой бирже. Иностранные эмитенты должны иметь рейтинг международных рейтинговых агентств не ниже А/А2.

- Велика ли роль, которую частные пенсионные фонды играют на финансовом рынке Казахстана?

- Пенсионные накопления постепенно становятся важным источником долгосрочных инвестиций в страну. Их объем превышает сумму вкладов населения в банках второго уровня и составляет более 8% к ВВП. Из них 32% размещены в ценные бумаги отечественных компаний и депозиты в коммерческих банках.

- Какие проблемы сейчас есть в пенсионной реформе Казахстана? Решены ли проблемы с регулированием?

- Неуклонный рост пенсионных накоплений требует расширения круга инвестиционных инструментов.

Кроме того, в Казахстане переход к накопительной системе пенсионного обеспечения изначально предполагал создание промежуточного института, который способствовал бы эффективному перетоку вкладчиков и пенсионеров в негосударственные НПФ. Роль промежуточного института была отведена ГНПФ, на который были распространены государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений и установлены специальные ограничительные лимиты инвестирования пенсионных активов.

Сейчас эти лимиты для ГНПФ установлены на одном уровне с негосударственными НПФ. Поскольку с самого начала функционирования накопительной пенсионной системы предполагалось, что она будет представлять только институт частных пенсионных фондов, то решение вопроса о приватизации ГНПФ является одной из приоритетных задач государства.

- У Казахстана с прошлого года инвестиционный кредитный рейтинг. Как он сказывается на экономике?

- Инвестиционный рейтинг позволяет Казахстану осуществлять заимствования под более низкие процентные ставки, чем раньше. Он открыл Казахстану доступ к крупнейшим западным пенсионным фондам и страховым компаниям, позволил казахстанским банкам расширить инвесторскую базу, а также способствовал повышению привлекательности ценных бумаг казахстанских эмитентов для иностранных инвесторов.

Также повышение инвестиционной привлекательности страны будет стимулировать приток инвестиций в инфраструктурные отрасли экономики и будет способствовать диверсификации экономического развития путем развития смежных отраслей экономики. Так, в первом полугодии текущего года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил $2218,8 млн, тогда как на ту же дату прошлого года прямые иностранные инвестиции составили $1866,4 млн.

- Как можно обойтись без повышения пенсионного возраста с учетом того, что средняя продолжительность жизни мужчин ниже пенсионного возраста?

- Действующие показатели пенсионного возраста рассчитывались с учетом данных статистики населения и были установлены обоснованно. При этом повышение пенсионного возраста в Казахстане было осуществлено в 1996 году - до начала проведения пенсионной реформы. Средняя продолжительность жизни в Казахстане - 65 лет - является показателем средней продолжительности жизни человека. При этом у мужчин в Казахстане действительно средняя продолжительность жизни составляет около 60 лет, что ниже установленного пенсионного возраста (у женщин - 71 год).

Однако для определения пенсионного возраста некорректно использовать показатель продолжительности жизни при рождении человека, так как существует значительное влияние таких факторов, как младенческая и детская смертность, условия жизни. Поэтому правильнее использовать показатель средней продолжительности предстоящей жизни при достижении пенсионного возраста. Согласно статистике, средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин, достигших 63 лет, составляет 12 лет, а женщин, достигших 58 лет, - 19 лет. Необходимо также отметить, что последние изменения в закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусматривают право досрочного выхода на пенсию в 55 лет, если размер пенсионных накоплений обеспечивает получение минимальной пенсии в течение всей оставшейся жизни.

- Почему в России такие вещи, как пенсионная реформа и создание системы гарантирования вкладов, будут сделаны позже, чем в Казахстане?

- Население России в десять раз больше, чем в Казахстане. Экономика России намного крупнее, и отличается система управления ею. Все это в совокупности влияет на гибкость принятия политических решений. О чем свидетельствует более чем семилетнее хождение проектов закона по страхованию депозитов по коридорам.

comments powered by Disqus