Рынок

"На пенсионном рынке нет никакой мути. Честно"

На прошлой неделе на пенсионном рынке произошла смена власти: Михаил Касьянов назначил нового главу регулятора этого рынка - инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Им стал Вячеслав Батаев. Теперь ему предстоит ужесточить контроль над частными фондами, а также в сжатые сроки ликвидировать львиную долю рынка. О том, что будет с фондами и их вкладчиками, Вячеслав Батаев рассказал корреспонденту "Денег" Лизе Голиковой.

На прошлой неделе на пенсионном рынке произошла смена власти: Михаил Касьянов назначил нового главу регулятора этого рынка - инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Им стал Вячеслав Батаев. Теперь ему предстоит ужесточить контроль над частными фондами, а также в сжатые сроки ликвидировать львиную долю рынка. О том, что будет с фондами и их вкладчиками, Вячеслав Батаев рассказал корреспонденту "Денег" Лизе Голиковой.

- На прошлой неделе вас назначили главой инспекции НПФ. Изменится ли политика регулятора пенсионного рынка в связи с этим? - Система контроля изменится. Но все перемены будут происходить в контексте нового законодательства, принятого в начале года. Оно допускает НПФ к пенсионной реформе. Поэтому требования к фондам должны быть повышены. А качество контроля принципиально изменено. В течение ближайших лет мы будем соблюдать баланс - требования должны соответствовать уровню. Чем больше денег придет в фонды, тем более контроль будет адекватен этим потокам. Прозрачность деятельности НПФ должна соответствовать объемам рынка. И если потребности рынка ограничатся 30 фондами - значит, так тому и быть. Если же рынок придет к тому, что для реализации поставленных целей необходимо, скажем, 3 тыс. фондов, - значит, они будут создаваться. На данный момент НПФ необходимо консолидироваться и укрупняться. Это нормальный процесс в текущей экономической ситуации.

- Инспекция НПФ ежегодно утверждает порядок инвестирования пенсионных резервов. Между тем нового приказа в этом году еще не появилось. Как вы намерены выстраивать порядок инвестирования резервов?

- Приказ о новом порядке будет подготовлен вместе с пакетом правительственных постановлений, которые установят новые требования к НПФ. Порядок инвестирования резервов будет существенно изменен, поскольку в законодательстве пенсионной реформы к инвестпортфелям НПФ предъявляются иные требования. Что касается сроков размещения пенсионных резервов на данный момент, то ситуация адекватна финансовому рынку. До 20% активов рынка вложено в трехмесячные инструменты, 15% - свыше одного года, остальные средства размещены на год. Те инструменты, в которые фонды вкладывают средства участников, вполне способны обеспечить два основных принципа размещения пенсионных денег: сохранность и прирост.

- Клиентам пенсионных фондов по-прежнему невыгодно вкладывать в них средства, поскольку пенсионные взносы облагаются существенными налогами. Регулятор рынка как-либо намерен решить проблему?

- Мы будем пытаться урегулировать вопросы налогообложения фондов и надеемся, что Минфин и МНС нас поддержат. Налогообложение добровольного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования должно быть выравнено. Что касается предоставления налоговых льгот по "доброволке" в данный период времени, не думаю, что это логично. Фонды - такие же рыночные структуры, как, скажем, страховщики и банки. Разве их всех надо льготировать? Здесь есть очень серьезный минус, которого нам не удастся избежать. Если какие-то виды деятельности фондов будут облагаться налогами иначе, чем другие, то у НПФ всегда будет возникать соблазн. Зачем создавать такой соблазн?

- Сейчас рынок НПФ перерождается. Фонды отраслей сливаются, финансовые структуры покупают мелкие и средние НПФ, проявляя интерес к пенсионному бизнесу.Насколько здоровой вы считаете эту тенденцию?

- Это вполне естественно. Крупные компании действительно проявляют интерес к пенсионному рынку. При этом многие говорят, что при работе крупных корпораций и НПФ возникает риск оказаться в ситуации, схожей с кризисом Enron. Уверен, что ситуация будет обратной. Такие риски могут возникнуть, если на одну корпорацию приходится один очень крупный НПФ. Но эти риски виртуальны, поскольку при соблюдении требований к инвестиционной декларации и существующих нормативах ничего страшного не произойдет. Если присмотреться к новым тенденциям покупки холдингами дополнительных фондов, то это, напротив, снизит степень корпоративного риска. - Сейчас обязательства фондов обеспечены по минимуму - один привлеченный рубль пенсионных резервов обеспечен двадцатью копейками имущества для обеспечения уставной деятельности. Вы считаете эту ситуацию нормальной? - Нам предстоит сделать то же самое, что сделали Центробанк, Страх-надзор и ФКЦБ. У них существуют нормативы достаточности собственного капитала. На пенсионном рынке также нужно ввести пропорцию соотношения обязательств и активов. Этот норматив должен будет соблюдаться при привлечении взносов в соотношении с имуществом НПФ.

- Сейчас широко обсуждается тема придания НПФ коммерческого статуса. Могут ли фонды быть превращены в коммерческие структуры с возможностью извлечения прибыли?/p>

- Фонд не должен быть источником прибыли для тех, кто его создал. Пенсионный бизнес - это минимальный риск. А потому там не может быть сверхприбыли. Многие считают это странным. Почему, мол, фонды не зарабатывают себе прибыль? Но ведь они не должны это делать. А зачем в таком случае вообще их создавать?Для того, чтобы обеспечивать людей пенсией. А на что они в таком случае живут? На те самые 15% от полученного инвестдохода. И это нормально. Здесь нет никакой мути. Честно. НПФ - не коммерческие, но рыночные структуры.

Статья опубликована в журнале "Деньги", № 18(423), 2003год, с. 106

comments powered by Disqus