Рынок

Пенсия для "профи"

В рамках пенсионной реформы в прошлом году депутаты рассматривали два законопроекта о профессиональных пенсионных системах. В первом чтении документы были приняты и переданы на рассмотрение правительству, где благополучно застряли.

Дырявый закон...

Понятие "профессиональной пенсии" появилось уже в действующем с 2002 года Законе "О трудовых пенсиях". На нее согласно этому документу могут претендовать работники, не имеющие достаточного стажа для получения "досрочной трудовой пенсии". Закон гласит: "Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом". То есть уже с этого года на пенсионные счета работников должны были поступать отчисления, формирующие их будущую "профпенсию". Фактически же никаких отчислений, естественно, не делалось. В результате отсрочка уменьшит размер накопительной составляющей пенсии.

Слова закона в данном случае повисли в воздухе, так как до сих пор не было принято никаких нормативных актов, регулирующих создание и действие "профессиональных пенсионных систем" (ППС). Хотя право заниматься обязательным профессиональным пенсионным страхованием в январе этого года Закон "О негосударственных пенсионных фондах предоставил НПФ. Однако сами условия этой деятельности пока остаются загадкой.

Заполнить правовой вакуум были призваны два проекта, разработанные еще в 1999 году: "Об обязательном профессиональном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации". Под их действие подпадали риски утраты трудоспособности в связи с особыми условиями труда, отдельными видами профессиональной деятельности, а также работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к таковым, до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Таким образом, понятие "досрочной трудовой пенсии" должна была заменить "профессиональная пенсия".

...латать не хотят

С вопросом о сегодняшнем состоянии дел по этим проектам мы обратились к Николаю Брусникину, депутату Государственной Думы. По его словам, за последние 9-10 месяцев принципиальных изменений в ситуации так и не произошло. Проекты были отправлены в правительство для оценки и доработки. "Министерство экономического развития и торговли, ответственное за законопроекты, никаких официальных комментариев пока не предоставило, - говорит г-н Брусникин. - На запросы депутатов, в том числе и мои, от МЭРТ приходили формальные ответы, что идет процесс согласования документов в ведомствах, к примеру, в Министерстве труда. Последнее такое письмо я получил перед майскими праздниками". Без ответа кабинета министров доработать проекты депутаты не могут. Ведь в законе оговаривается, что типовые условия страхования должно определять именно правительство.

По словам депутата, краеугольным камнем в этих законопроектах стал размер страхового взноса. Например, для работников разных категорий "вредности" (так называемые в законе 1 и 2 списки) предусмотрены два дополнительных страховых тарифа: 14, 2% и 6% от фонда оплаты труда. Работодатели считают этот показатель сильно завышенным, зато его лоббируют профсоюзы. По мнению последних, уровень выплат по "профпенсии" должен быть достаточно высоким: 50% и выше от среднего заработка работника. По неофициальным высказываниям чиновников правительства, объемы выплат будут составлять примерно 30-32%.

Нерешенной остается проблема, каким образом должны создаваться коллективные ППС. Необходимо ли разработать ППС на каждом предприятии или же несколько организаций смогут работать по одной системе вместе с НПФ или ПФР.

Также не завершены споры вокруг взаиморасчетов между негосударственными фондами и управляющими компаниями, размера комиссионных. Напомним, что через управляющую компанию НПФ осуществляет инвестирование собранных взносов.

Думцы предложили перенести сроки формирования накопительной части профессиональной пенсии с 1 января 2003 года на год или полтора. По словам г-на Брусникина, если закон не будет принят в весеннюю сессию ГД, то его придется оставить для депутатов нового созыва.

В том, чтобы ППС заработала заинтересованы не только люди, работающие в тяжелых, вредных условиях труда или на Крайнем Севере, но и их работодатели. Недаром при многих крупных предприятиях созданы корпоративные НПФ (например, "Норильский Никель", "Газпром", НПФ электроэнергетики, АвтоВАЗ, МПС, ТНК или АЛРОСА). Все они хотят заниматься не только негосударственным пенсионным обеспечением. По мнению экспертов, именно такие фонды первыми "выстрелят" на рынке обязательного пенсионного страхования. А с профессиональным им вообще все карты в руки.

ЧУКи против ГУКа

Правительство планирует провести тендер на доверительное управление накопительной частью пенсий. Об этом в понедельник заявила замминистра финансов России Белла Златкис.

В ближайшее время Минфин направит в правительство пакет документов, которые завершают формирование нормативной базы системы доверительного управления пенсиями. Право руководить процессом инвестирования накопительных взносов будет не только у государства, но и у частных компаний. Напомним, что в январе этого года решением правительства Внешэкономбанк назначен Государственной управляющей компанией (ГУК) по управлению пенсионными накоплениями граждан, не выбравших частную управляющую компанию (ЧУК). В так называемых "молчунах", не выбравших УК по сердцу, власти особо не заинтересованы. По словам г-жи Златкис, "с точки зрения государства важно, чтобы пенсионные накопления пошли через частные управляющие компании в реальный сектор экономики". Она добавила, что в кабинете министров рассматривают пенсионные деньги как средств долгосрочного экономического роста и не ставят задачу пропустить их все через рынок государственных ценных бумаг. Однако 39 миллиардов рублей, поступивших в 2002 году в накопительную часть пенсионной системы, ПФР инвестировал исключительно в госбумаги.

К конкурсу будут допущены УК, удовлетворяющие определенным требованиям по размеру уставного капитала и обороту, по объему средств доверительного управления, а также не имеющие штрафных санкций. В частности, предполагается установить минимальную сумму средств, поступающих в доверительное управление в размере 40 миллионов рублей. По словам Павла Жаворонкова, старшего менеджера самарского филиала ИК "Тройка-Диалог", на этом рынке предположительно будут присутствовать около 10 крупных УК, уже имеющих опыт работы с НПФ, в том числе и сама "Тройка". Среди них, возможно, появятся и известные финансовые группы и банки, например, "Никойл" или "Альфа-Банк". Похоже, что пенсионный пирог уже практически поделен, и тендер в этом случае станет простой формальностью.

До 1 августа этого года ПФР доведет до каждого налогоплательщика состояние специальной накопительной части его пенсионного счета. После этого каждый россиянин сможет выбрать либо государственную, либо одну из частных управляющих компаний, в доверительное управление которой уже в 2003 году поступят его пенсионные накопления.

CIC.ru, по материалам газеты "Самарские известия"

comments powered by Disqus