Кем должны регулироваться НПФ?

image

В эксклюзивном интервью порталу FundsHub.ru Руководитель Инспекции НПФ Вячеслав Батаев затронул вопрос государственного регулирования деятельности НПФ. По его мнению, социальную часть деятельности НПФ должен курировать регулятор при Министерстве здравоохранения и социального развития в лице отдельной федеральной службы или в составе службы по труду и занятости.

«Согласно Указу Президента Российской Федерации №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» нормотворческая деятельность Минтруда переходит в Министерство здравоохранения и социального развития. Под нормотворческой деятельностью согласно букве и духу административной реформы подразумеваются правоустанавливающие функции, то есть государственное регулирование. Этот вопрос решен.

То, что касается контроля и надзора за деятельностью НПФ, то этот вопрос нужно разбить на две части. Первая часть – это ответ на вопрос «what is НПФ?». Здесь существуют две точки зрения: точка зрения ФКЦБ и точка зрения Минтруда. Ну, иными словами, точка зрения «финансистов» и «инвестиционщиков» и точка зрения «социальщиков». «Инвестиционщики» считают, что НПФ – это финансовые организации, поскольку они работают с деньгами, занимаются размещением, инвестированием и т.д. Это не совсем так, поскольку финансовой деятельностью, как таковой, НПФы не занимаются, по крайней мере, той ее частью, которая требует дополнительного контроля и надзора со стороны финансовых органов. Самостоятельно НПФы имеют право размещать пенсионные резервы (не накопления, а пенсионные резервы) только в два вида активов: это банковские депозиты и госбумаги. То же самое может сделать любой гражданин, любая фирма, любое ООО, любое ПБОЮЛ, ИЧП и т.д. На этом основании они не считаются финансовыми организациями и не подлежат дополнительному контролю. А все остальное фонды должны делать по договорам доверительного управления через управляющие компании. И подвергаются при этом ежедневному контролю со стороны спецдепов. Отличная схема, она работает и показала свою жизнеспособность.

Точка зрения же «социальщиков» известна и прописана в законе, что НПФ – особая организационно-правовая форма, некоммерческая организация, социального обеспечения. Это фраза из понятийного аппарата и закона об НПФ. Задача НПФ аккумулировать пенсионные взносы, организовывать их размещение (именно организовывать) и затем выплачивать пенсии. Таким образом, возвращаясь к вопросу контроля и надзора за деятельностью НПФ, в Указе предусмотрена передача создаваемой Федеральной службе по финансовым рынкам функции контроля и надзора в сфере финансовых рынков упраздняемого Минтруда. Что в данном случае могло иметься в виду? Это функции по контролю и надзору за размещением пенсионных резервов, за инвестированием пенсионных накоплений через осуществление функций контроля и надзора за управляющими компаниями, за специализированными депозитариями в отношении инвестиционного портфеля НПФ. Тем более что такую работу Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг ведет уже с мая прошлого года. Можно и более ранние даты назвать, но 26 мая фактически ФКЦБ по плану-графику, утвержденному экс-вице-премьером Галиной Кареловой, 23 постановления правительству необходимо было выпустить в реализацию положений новой редакции федерального закона об НПФ. В контексте данной беседе, как минимум, надо упомянуть два постановления правительства, которые разрабатывала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Оба постановления посвящены портфелю НПФ, составу и структуре, разрешенным и неразрешенным классам активов. Через портфель, через спецдепы и управляющие компании, получается достаточно эффективное регулирование того, что касается контроля над инвестиционным блоком НПФ. Что касается его остальных функций, то их достаточно большое количество. Прежде чем размещать и инвестировать, нужно сначала иметь, что размещать и инвестировать, а перед этим нужно создать негосударственный пенсионный фонд, учредить его. Затем представить учредительные документы в соответствующий регулятор для получения лицензии. Соответствующий регулятор должен все проверить на соответствие законодательству и выдать лицензию или отказать в выдаче таковой. Затем НПФ, уже получивший лицензию, должен зарегистрировать пенсионные правила, должен зарегистрировать страховые правила, подать заявление о намерении, если он планирует участвовать в обязательном пенсионном страховании. Все эти документы нуждаются в подаче, рассмотрении и принятии или отказе. Затем НПФ должен начать работу по привлечению вкладчиков, представлять отчетность по целому перечню вопросов (оперативную ежемесячно в электронном виде, ежегодную и т.д.), представить аудиторское заключение, регистрировать изменения в правилах, менять лицензию, если фонд меняет название, местонахождение и т.д. Комплекс вопросов, которые технические, социальные, говорят о соблюдении гарантий и прав учредителей, участников фонда, застрахованных лиц, вкладчиков, то есть целый блок, который не касается инвестирования и размещения.

Опять же по букве и духу административной реформы и по Указу то министерство, которое осуществляет правоустановление, оно также курирует деятельность тех контролеров и надзирателей, которые осуществляют правоприменение. И если Минсоцздрав в новой структуре – это государственный регулятор, то, стало быть, напрашиваются варианты. Например, есть у Минсоцздрава три службы и два агентства. А у Минтруда есть Инспекция НПФ. То, как мы уже говорили выше, в силу комплекса социальных функций НПФ вполне тянет на федеральную службу по контролю и надзору за деятельностью НПФ при Минздраве и соцразвития. Это вполне логично. Или если в правительстве сочтут, что это не тянет на отдельную федеральную службу, то влиться в одну из существующих. Может быть в федеральную службу по труду и занятости. Здесь уже есть несколько вариантов. На этот счет идут консультации в правительстве и все должно быть окончательно решено в установленный указом срок по реорганизации правительства к 9 мая.»

Руководитель Инспекции НПФ Вячеслав Батаев для FundsHub.ru

comments powered by Disqus