Рынок

Экспорт нефтепродуктов будет облагаться более высоким налогом

image

При этом может уменьшиться налоговая нагрузка на внутреннем рынке.

Премьер-министр России Владимир Путин на президиуме правительства в четверг поручил и. о. министра энергетики Сергею Кудряшову до конца дня представить проект постановления о повышении с мая вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. «С мая этого года подготовьте предложения, чтобы повысить вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты с тем, чтобы экономика при экспорте и при реализации товаров на внутреннем рынке была соответствующая», — заявил Путин.

При этом, премьер предложил подумать о понижении для нефтяников НДПИ и ряда акцизов. «Увеличение вывозных пошлин — это увеличение налоговой нагрузки, поэтому прошу Минэнерго подумать о возможной корректировке с уменьшением НДПИ или акцизов. Мы в прошлом году заняли первое место по добыче нефти. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране был дефицит нефти или нефтепродуктов», — сказал премьер

Также премьер считает целесообразным отложить введение в России европейского экологического стандарта топлива «Евро-3», согласовав это с Белоруссией и Казахстаном, чтобы между этими странами не гуляло «грязное» топливо. «По срокам нужно подвинуться будет, — отметил Путин. — Сроки нужно сопоставить с соседями, скоординировать с ремонтными работами на наших ведущих НПЗ». При этом он подчеркнул, что Россия не отказывается от перехода на европейский стандарт моторного топлива.

Повышение экспортных пошлин на нефтепродукты коснется только бензина, уточнил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. При этом он уточнил, что размер увеличения пошлины пока не известен, но она будет повышена не до заградительного уровня. «Это не будет в полном смысле слова заградительная пошлина, это будет повышение, которое призвано сбалансировать экспортные и внутренние потребности», — пояснил он (цитата по «Финмаркет»).

Песков также уточнил, что для замещения выпадающих доходов нефтяных компаний Минфину и Минэнерго было поручено срочно проработать вопрос снижения или НДПИ, или акцизов на топливо. Он отметил, что вопрос будет решен «гибко», имея в виду, что налоговая нагрузка может быть снижена и до 2012 года.

По данным источника РИА Новости в одном из российских ведомств финансово-экономического блока, экспортная пошлина на бензин с 1 мая вырастет на 44%, до $408,3 за тонну — 90% от ставки пошлины на нефть, которая будет установлена в мае&

В четверг Министерство энергетики России и российские нефтяные компании приняли решение в мае прекратить экспорт нефтепродуктов для насыщения внутреннего рынка.

По мнению Кудряшова, главная причина недостатка высокооктанового бензина в стране — как раз экспорт и то, что некоторые компании, занимающиеся сбытом, выкупают его у вертикально-интегрированных компаний и придерживают до роста цен. Когда Путин узнал, что этот бензин после закупки все равно хранится на оптовых базах, он потребовал создать реестр сбытчиков топлива, в том числе независимых.

Снижать цены на бензин за счет доходов бюджета, а не прибылей нефтяников недавно предложил и руководитель ФАС Игорь Артемьев. Суть его предложения — уменьшать акцизы на топливо при высоких ценах на нефть. По его схеме государство установит уровень мировой цены на нефть, после которой акцизы на топливо на внутреннем рынке будут снижаться пропорционально росту экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Сейчас чем выше цена на нефть, тем большая часть доходов нефтяников изымается через экспортную пошлину. Если предложение будет одобрено, то в определенной точке цена бензина для потребителя перестанет расти, несмотря на повышение стоимости нефти.

С апреля экспортная пошлина на нефть составляет $423,7 за 1 т, льготная пошлина — $191 за 1 т, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты — $283,9 за 1 т. Согласно расчетам «Интерфакса», основанным на данных Минфина, с 1 мая экспортная пошлина на нефть в России может вырасти примерно на $30 до $454-456 за 1 т, на светлые нефтепродукты — до $304-306 за 1 т.

Предложение отложить переход на экологический стандарт «Евро-3» также не ново. Сначала переход на «Евро-3» планировался с 2009 г., на «Евро-4» — с 2010 г. и на «Евро-5» — с 2013 г. Но нефтяники получили отсрочку в кризис. В конце прошлого года подошел новый срок: выпускать бензин 2-го класса можно только до конца этого года, а Аи-80 и Аи-92 — до конца 2011 г. (в 2012 г. страна должна перейти на «Евро-4»). Но нефтяники вновь заговорили об отсрочке, а Минэнерго предложило отложить запрет на выпуск бензина Аи-92 до 2015 г.
comments powered by Disqus