Пенсионная индустрия

Пенсии под контролем

Сегодня Пенсионный фонд продемонстрирует премьеру Михаилу Касьянову, на что способен технический прогресс. ПФР и Внешэкономбанк создали демоверсию электронной системы, которая позволит гражданам в режиме он-лайн контролировать состояние своих накопительных пенсионных счетов.

Сегодня Пенсионный фонд продемонстрирует премьеру Михаилу Касьянову, на что способен технический прогресс. ПФР и Внешэкономбанк создали демоверсию электронной системы, которая позволит гражданам в режиме он-лайн контролировать состояние своих накопительных пенсионных счетов. Разработчики системы надеются, что в перспективе выбирать активы для инвестирования накоплений, менять управляющего и фонд тоже можно будет не раз в год, а сколь угодно часто.

Пенсионный фонд разрабатывает электронную систему, которая предоставит гражданам регулярный доступ к информации о состоянии их пенсионных счетов. Эта система поможет застрахованным менять пенсионный фонд либо управляющего, а также выбирать класс активов для инвестирования накоплений в рамках одного фонда и одного управляющего.

"Бумажные технологии, допускающие лишь ежегодное информирование, приемлемы лишь на ближайшие 15 - 20 лет", - сказал советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий.

Владелец накопительного счета сможет ввести в систему свой идентификационный номер с пластиковой карточки и получить выписку о состоянии счета, пояснил "Ведомостям" зампредседателя правления ВЭБа Василий Кирпичев. Для этого, по его словам, на обычных банкоматах должно быть установлено разработанное ПФР и ВЭБом программное обеспечение. Альтернативная возможность доступа к счету - через отделения банков и удаленные терминалы наподобие тех, что позволяют расплачиваться по пластиковой карте в магазинах. Банкам, пожелавшим присоединиться к предоставлению "пенсионной услуги он-лайн", будет предложено стать трансфер-агентами ПФР. В первую очередь это придется сделать Сбербанку, поскольку только у него есть отделения по всей стране.

Затраты Внешэкономбанка на разработку системы пока невелики: по словам Кирпичева, несколько программистов в течение полугода разрабатывали ПО. "Если бы в системе было 100 пенсионеров и один банк-агент, то внедрить ее можно хоть завтра", - говорит Кирпичев.

Будущие затраты на покупку компьютеров - $700 000 - 800 000 - ВЭБ надеется окупить за счет своего вознаграждения как управляющего. Трансфер-агентом, говорит Кирпичев, сможет стать любой банк, а система распространится на всех участников реформы - ПФР, НПФ, ВЭБ и частных управляющих. Возможно, раз в год оплачивать выписку со счета будет ПФР, а при каждом следующем обращении в систему застрахованному придется платить порядка 7 центов. По словам Вьюницкого, в этом году система будет внедрена в нескольких регионах, а в 2004 г. доступ к ней получат 1 - 1,5 млн из 37 млн застрахованных.

Опрошенные "Ведомостями" чиновники и бизнесмены оценивают инициативу ПФР позитивно. "Пенсионная система станет удобной для граждан, а устойчивость финансовых рынков повысится, поскольку средства будут переводиться не одномоментно, а в течение всего года", - говорит первый замминистра экономразвития Михаил Дмитриев.

Впрочем, отмечает управляющий директор "Атон-менеджмента" Евгений Зайцев, необходимо ввести в законодательство изменения, которые обяжут ПФР чаще разносить взносы работодателей и полученный инвестдоход по индивидуальным счетам. Иначе создавать систему нет смысла: в течение всего года граждане будут получать из системы одну и ту же информацию. "Если [разрабатываемая] технология позволит, мы поддержим такие изменения", - говорит Дмитриев.

Между демоверсией и ее повсеместным внедрением огромная дистанция, подчеркивает вице-президент банка "Глобэкс" Евгений Якушев. Основные внедренческие затраты лягут на банки.

"Для банка это интересная возможность - клиенты получат дополнительную услугу", - говорит директор департамента пластиковых карт Автобанка Валерий Никитин. Однако надо решить проблему оплаты онлайновых услуг, указывают банкиры. "Если деньги за выписку со счета не будут списываться из пенсионных средств, то банкоматы станут "окном в систему" лишь для наших клиентов", - говорит руководитель розничного направления крупного банка. Остальным придется идти в отделения банков и к киоскам-терминалам, где за услугу можно заплатить наличными. "Если же ПФР хочет обеспечить доступ к системе для любого клиента в любой точке, - говорит банкир, - то банк должен получать от ПФР проценты за обслуживание".

comments powered by Disqus