Пенсионная индустрия

Михаил Зурабов написал проект бюджета ПФР на 2004г.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в будущем году будет вдвое меньше, чем в нынешнем. На 2004 г. фонд запланировал более умеренную индексацию пенсий, чем в этом году. Накопленные в 2001 - 2002 гг. резервы пока позволяют фонду финансировать дефицит собственными силами. Взносы в накопительную систему, прогнозирует ПФР, будут быстро расти, а вот доходность от их инвестирования - падать.

В пятницу ПФР представил в правительство проект закона о бюджете на 2004 г. "Мы только приступаем к анализу бюджета", - сказал начальник департамента аппарата правительства Евгений Гонтмахер. По его словам, документ поступил без виз Минэкономразвития и Минюста, а Минфин согласовал проект без замечаний.

Самое существенное замечание Минэкономразвития касается введения ПФР платы в 4 руб. за обработку заявлений о выборе управляющей компании (Фонд запрашивает на это 145,2 млн руб.) , говорит первый замминистра Михаил Дмитриев. Плата будет взиматься, если будущие пенсионеры подают заявление не лично, а через организацию, уполномоченную удостоверять подписи. "Взимание этой платы не предусмотрено пенсионным законодательством", - говорит Дмитриев.

Бюджет ПФР вновь будет дефицитным. Взносы в накопительную систему увеличиваются, и эти средства "вымываются" из распределительной части. Финансировать дефицит ПФР собирается из накопленного в прошлые годы резерва, который в 2004 г. , согласно проекту ПФР, снизится с 90,3 млрд руб. до 45,8 млрд руб.

В 2000 - 2002 гг. бюджет ПФР был профицитным - доходы превышали расходы на 6,1 млрд руб., 59,3 млрд руб. и 44,3 млрд руб. соответственно. Бюджет нынешнего года утвержден с дефицитом 42,1 млрд руб.

Формально доходы ПФР в 2004 г. составят 1000,3 млрд руб. , а расходы - 947,6 млрд руб. Но 83,7 млрд руб. из будущих доходов - это взносы в накопительную систему, которые фонд не может тратить на выплату текущих пенсий. В результате вычитания из общей суммы расходов 10,2 млрд руб. , связанных с "накопительной" частью, дефицит "распределительной" части бюджета составит 20,7 млрд руб.

По сравнению с нынешним годом расходы на выплату распределительных пенсий увеличиваются на 16% - с 808,4 млрд руб. до 937,4 млрд. Доходы "распределительной" части бюджета ПФР вырастут значительнее, на 19,6% - с 766,3 млрд руб. до 916,6 млрд.

Базовую и страховую части бюджета ПФР предлагает в 2004 г. проиндексировать дважды. Базовую фонд считает возможным повысить с 590 руб. до 620 руб. с 1 апреля и до 660 руб. с 1 октября. В результате расходы на выплату базовой части вырастут на 12,5% , а страховые пенсии будут повышены на 18,4%. Средняя суммарная пенсия на 1 января 2005 г. будет на 15,5% выше, чем за год до этого, и достигнет 2006,5 руб. В 2003 г. повышение планируется более существенным - на 21,1%.

"Рост пенсионных выплат и вхождение всей системы в дефицит прогнозировались еще несколько лет назад, - говорит председатель совета директоров НПФ "Глобэкс" Евгений Якушев. - Именно поэтому реформу начали в 2002 г. - позже на это не было бы денег ". Рано или поздно увеличивающийся пенсионный дефицит вынудит государство повысить пенсионный возраст, отказаться от выплат пенсий работающим пенсионерам и от досрочных льготных пенсий, уверен Якушев.

Частным управляющим компаниям и НПФ Пенсионный фонд в 2003 - 2004 гг. запланировал передать 10% поступивших накопительных взносов - 10,1 млрд руб. При этом на накопление в 2003 г. будет перечислено 52 млрд руб. , а в 2004-м - 76,4 млрд руб.

Зато доходность временного инвестирования накопленных денег неуклонно снижается. Если в 2002 г. на 37,6 млрд руб. взносов ПФР получил 4,3 млрд доходов (доходность - 11,4%), а в 2003 г. ПФР оптимистично ожидает 14,5% -ной доходности, то в 2004 г. фонд рассчитывает получить на 76,4 млрд руб. всего 3,9 млрд руб. доходов (5,1%). "Ставки упали, и чиновники дают самый пессимистический прогноз рынка", - говорит Якушев.

comments powered by Disqus