Пенсионная индустрия

Предновогодний пенсионный марафон - беготня продолжается

На выбор управляющей компании, которая будет размещать средства с накопительных пенсионных счетов, осталось всего четыре дня. Чиновники, отвечающие за пенсионную реформу, неоднократно заявляли, что в предновогодние дни в отделениях пенсионного фонда будет не протолкнуться от людей, желающих сделать свой выбор. Их прогнозы не оправдываются - в отделениях Пенсионного фонда очередей как не было, так и нет. Но качество работы сотрудников, обеспечивающих проведение пенсионной реформы, не улучшается. Причина проста - не хватает людей и средств.

На выбор управляющей компании, которая будет размещать средства с накопительных пенсионных счетов, осталось всего четыре дня. Чиновники, отвечающие за пенсионную реформу, неоднократно заявляли, что в предновогодние дни в отделениях пенсионного фонда будет не протолкнуться от людей, желающих сделать свой выбор. Их прогнозы не оправдываются - в отделениях Пенсионного фонда очередей как не было, так и нет. Но качество работы сотрудников, обеспечивающих проведение пенсионной реформы, не улучшается. Причина проста - не хватает людей и средств.

Ничто так не показательно, как личный опыт. Когда пишешь статью о том, что нельзя пощупать руками, можно ошибиться - от незнания или искреннее заблудившись в словах сладкоречивых пресс-секретарей. Но пенсионная реформа касается практически каждого из нас - как пиарщика, так и журналиста. И когда с проблемой выбора сталкиваешься сам, правда, что называется, глаза колет.

"Начитавшись газет, где журналисты писали о том, что были удивлены радушным приемом в отделениях ПФР, я приехал в свой пенсионный фонд, - рассказывает пиар-директор Координационного совета объединений работодателей России Алексей Попонин. - Почему приехал? Да потому что письмо счастья по почте не получил, а до отделения ПФР дозвониться просто не смог - никто не брал трубку. Приехал я туда примерно к половине одиннадцатого утра и не сразу нашел комнату, где принимают заявления. Ни на входе, ни где-либо не было никаких указаний, куда же я должен обратиться. Побродив немного, я нашел кабинет начальника отделения, постучал в дверь и спросил, куда же мне пойти. Мне указали. Лишь перед этой комнатой я обнаружил список управляющих компаний и очередь из 2 человек. Сидел я в очереди 1.5 часа!"

Очередь в количестве трех человек даже один раз заглянула в комнату и спросила, нельзя ли побыстрее, ведь всем на работу нужно.

"В очереди стоял мужчина лет 40, он письмо не получил, и женщина с письмом, - говорит Алексей. - Я с ними начал разъяснительную работу проводить, обратив внимание, что список управляющих компаний на стене висит старый, там некоторые компании неправильно названы, их уже успели переименовать - например, "РБ Эссет Менеджмент" уже стала управляющей компанией Росбанка. На что мне ответили, да кто эти компании знает, мало ли, вдруг они исчезнут. Я пробовал привести доводы, но это оказалось бесполезно. Отвечали мне, мол, вот Внешэкономбанк - это да, известная организация, но вот объяснить, чем же она известна, так и не смогли. Я постарался объяснить, что, для того чтобы доверить деньги государственной управляющей компании, роль которой исполняет ВЭБ, заявление не нужно подавать. Но женщина решила это перепроверить и была крайне удивлена, выйдя из кабинета через две минуты после того, как туда вошла, я, оказалось, правду ей сказал, и ей не надо было приходить - деньги и так достались бы ВЭБу".

Через дверь все полтора часа слышно было, как разрывается телефон, но никто ни разу трубку в кабинете не снял и на звонок не ответил. "Я сразу понял, почему я не мог дозвониться до пенсионного фонда, - сетует Алексей. - Я в общем-то был настроен агрессивно, но потом посмотрел на тетечку, принимающую заявления, мне ее так жалко стало. Знаете, что она мне сказала на мое заявление, что у Пенсионного фонда России было 150 млн. рублей на информирование населения? Что она - начальник отдела, что по штату должно быть еще 6 человек, которые должны ее работу контролировать, как она заявления принимает, ведь ошибись в одной цифре - и заявление будет признано недействительным".

А еще сотрудник Пенсионного фонда поделилась с Алексеем, что начальник ее отделения сам ездил в Пенсионный фонд забирать письма сотрудникам средств массовой информации, Минтруда и Налоговой инспекции - и она сама разносила письма по домам! Чтобы у чиновников и СМИ было впечатление, что реформа идет полным ходом.

"В результате сотрудница все же нашла мои накопления, я их доверил заранее выбранной мною компании, тетенька сама вбила все мои данные на компьютере, распечатала и дала мне с печатью, что заявление принято. Мои муки в результате были оправданы, - говорит Алексей. - Но сотрудница фонда сказала, что меня в рассылке нет вообще, что, мол, работодатель, наверное, поздно сведения прислал. Мне кажется, что это просто отговорка, в моей организации (что следует из ее названия) все работы по общению с Пенсионным фондом структурированы четко. Думаю, что просто кто-то где-то сэкономил, и я остался без заветного письма из фонда".

И такие случаи происходят в Москве на каждом шагу. "База адресов проживающих в Москве людей продается на СД-диске на Горбушке, - говорит сотрудник маркетингового агентства IQ-marketing Ольга Белобровцева. - Где ее купить - знают многие, мы сами в своей работе пользуемся этой базой. И стоит она недорого. Неужели чиновники фонда не могли купить один диск, чтобы проверить, кто и где живет? Год назад мы с мужем купили квартиру, в которой прописаны оба. Я получила письмо по месту прописки (конечно, пришлось ходить за ним на почту, сотрудникам почты было все равно, что у меня маленький ребенок и я не могу туда прийти в указанные в извещении утренние часы). А вот муж получил сообщение о том, что ему пришло письмо по старому месту прописки, где живут его родители. А что было бы, если по тому адресу никто из его родственников уже не проживал бы? Он бы остался без письма, так?"

И таких вопросов в ходе пенсионной реформы журналисты слышат все больше и больше. Правда, ответов на них традиционно нет. Чиновники предпочитают говорить о мифических победах - это лучше и легче, чем решать наболевшие вопросы.

comments powered by Disqus