В 2005 г. стабилизационный фонд послужит для выплат пенсионерам и иностранным кредиторам

Стабилизационный фонд послужит российским властям гораздо раньше, чем они ожидали. Уже в середине следующего года его размеры превысят 500 млрд руб. “Сверхплановые” поступления в фонд Минфин предлагает направить на выплаты пенсионерам и иностранным кредиторам. Такова основная идея проекта бюджета-2005, внесенного вчера в правительство.

Стабилизационный фонд послужит российским властям гораздо раньше, чем они ожидали. Уже в середине следующего года его размеры превысят 500 млрд руб. “Сверхплановые” поступления в фонд Минфин предлагает направить на выплаты пенсионерам и иностранным кредиторам. Такова основная идея проекта бюджета-2005, внесенного вчера в правительство.

В четверг правительство обсудит проект бюджета-2005. В его основу Минфин положил уточненные данные прогноза Минэкономразвития. Ведомство Германа Грефа скорректировало среднюю цену нефти сорта Urals в этом году с $26,5 за баррель до $29 за баррель.

Для расчета доходов в 2005 г. взята цена в $26 за баррель. В этом случае в федеральный бюджет-2005 поступит 3,103 трлн руб. Доходы превысят расходы на 187 млрд руб. Однако правительство должно еще профинансировать 80,95 млрд руб. дефицита в бюджете Пенсионного фонда, образовавшегося из-за снижения максимальной ставки ЕСН с 36,5% до 26%. Кроме того, на обслуживание и погашение внешнего долга России предстоит потратить в 2005 г. 414 млрд руб. (187,1 млрд руб. — проценты, 226,9 млрд руб. — основной долг). По бюджетной классификации проценты кредиторам выплачиваются за счет налоговых источников, а основной долг — из неналоговых. Но традиционных источников для погашения внешнего долга — доходов от приватизации, продажи драгметаллов, внешних и внутренних заимствований — в 2005 г. не хватает, дыра оценивается авторами бюджета в 91,6 млрд руб.

Минфин предлагает взять 171,6 млрд руб., причитающиеся Пенсионному фонду и внешним кредиторам, в стабфонде.

Стабилизационный фонд узаконен лишь в этом году. В него поступают доходы от экспортной пошлины и налога на добычу нефти при превышении цены сорта Urals $20 за баррель. Создавая фонд, власти рассчитывали использовать его на нужды бюджета в годы плохой мировой конъюнктуры. При этом по закону средства фонда можно пускать в расход лишь после того, как его объем превысит 500 млрд руб. Ожидалось, что эта сумма накопится не ранее 2007 г. Из проекта Минфина, однако, видно, что уже к концу текущего года в стабфонд соберут 417 млрд руб. “Порог в 500 млрд руб. мы преодолеем в первом полугодии следующего года”, — констатирует руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Белоусов. По расчетам Минфина, всего в 2005 г. в фонд должно поступить 267 млрд руб., так что его объем достигнет 684 млрд руб. Практически все “лишнее” и будет отдано Пенсионному фонду и кредиторам. “Главная идея Минфина состоит в том, чтобы вернуться к опережающему погашению внешнего долга, использовав для этого избыток средств в стабфонде”, — говорит Белоусов. Он считает это абсолютно бессмысленным при нынешней мировой конъюнктуре. Разумнее, по мнению эксперта, вернуться к замещению внешних заимствований внутренними. “Чистые внутренние заимствования составят всего 135 млрд руб. вместе с доходами от приватизации, — констатирует эксперт. — Какой же это социально ориентированный бюджет, если его собираются тратить на внешний долг?”

При подготовке бюджета-2005 Минэкономразвития предлагало направить дополнительные средства стабфонда не на погашение внешнего долга, а на инвестиционное стимулирование экономики. Но Минфин настоял на своем. Старший экономист ИК “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков согласен с базовой позицией Минфина — излишки стабфонда должны пойти прежде всего на погашение внешнего долга. “Дыру в бюджете Пенсионного фонда, которая пока существует только на бумаге, лучше закрыть, не залезая в стабфонд”, — говорит Гавриленков. “Использовать средства стабфонда на текущие расходы, каковыми являются расходы Пенсионного фонда, — это плохая практика, — соглашается с ним зампред бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов. — Это противоречит идеологии, которая закладывалась правительством и парламентом в конструкцию стабфонда. Вместо решения стратегических задач Минфин, по сути, предлагает проедание ресурсов стабфонда”.

Тратить средства фонда на инвестпрограммы не стоит, добавляет Гавриленков, потому что чиновники — плохие инвесторы.

Федеральный бюджет в 2005-2007 гг

comments powered by Disqus