КонфОП отстаивает интересы потребителей и крупных УК

Приводим текст Заявления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) "О реализации права граждан на выбор направления инвестирования своих пенсионных накоплений"

В рамках реализации пенсионной реформы в правительство РФ были внесены проекты постановлений, утверждающих дополнительные требования к участникам по отбору управляющих компаний и порядок информирования Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) застрахованных лиц о состоянии накопительной части индивидуального лицевого счета и порядки подачи заявлений о выборе управляющей компании. По мнению КонфОП, указанные документы не в полной мере отражают интересы граждан.

Предложенный порядок информирования граждан о состоянии накопительной части их лицевых счетов и подачи заявлений о выборе управляющей компании, с нашей точки зрения, нарушает право граждан на информацию. Во-первых, в проекте Постановления предусмотрено только информирование граждан о сумме страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившей в ПФР в 2002 г. Информирование же граждан о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионным фондом не предусмотрено, хотя соответствующее требование содержится в Законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Это тем более странно на фоне многочисленных публичных заявлений председателя ПФР об успешных результатах инвестирования этих средств Пенсионным фондом и того факта, что в выбранную гражданином управляющую компанию будут переводиться как сумма страховых взносов, так и доход, полученный от временного размещения ПФР этих средств.

Кроме того, проектом Постановления не предусмотрено предоставление гражданам вместе с информацией о состоянии лицевого счета и бланком заявления о выборе управляющей компании списка управляющих компаний, из числа которых можно сделать выбор. Понимая, что в 2003 г. чисто технически сложно предусмотреть одновременную рассылку информации о состоянии лицевого счета и списка компаний, мы считаем необходимым: - четко указать в Постановлении, что данный порядок является временным и действует только в 2003 г.; - Постановлением Правительства определить иные каналы предоставления информации об управляющих компаниях, допущенных на рынок, в частности, обязать территориальные отделения ПФР предоставлять такую информацию гражданам.

Что касается отбора управляющих компаний, то выдвинутые критерии, на наш взгляд, являются заниженными и не обеспечат достаточных гарантий профессионализма компаний, собирающихся работать с пенсионными накоплениями. Необходимо обеспечить высокую надежность управляющих компаний, по крайней мере, на первом этапе пенсионной реформы. Это должны быть только крупные и авторитетные компании, умеющие управлять большими инвестиционными портфелями, с опытом работы не только на растущем, но и на падающем рынке, притом достаточно состоятельные, чтобы иметь возможность ответить собственным карманом в случае причинения вреда клиентам. Предлагаемое в проекте Постановления условие о двухлетнем опыте работы является недостаточным.

Также резко недостаточным является требование к объему активов под управлением - всего 40 млн. руб. Отсутствуют требования по величине собственного капитала управляющих компаний.

Мы предлагаем ужесточить условия допуска на рынок частных управляющих компаний, введя все или некоторые из следующих критериев:

  1. Повысить планку объема активов под управлением с 40 млн. рублей до 80-100 млн. рублей;
  2. Повысить количество фондов под управлением с 2 до 3 (включая ПИФ, НПФ и акционерные инвестиционные фонды);
  3. Увеличить требования к опыту работы с 2 лет до 3 или даже 5 лет;
  4. Ввести требования к собственному капиталу на уровне 20 - 30 млн. рублей.
Кроме того, мы считаем полезным добавить требование о том, чтобы у управляющей компании за время ее деятельности не отзывалась и не приостанавливалась лицензия за нарушения законодательства, а также на нее не налагались взыскания за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг (сейчас это требование сформулировано только для физических лиц - руководителей и сотрудников компании). Разумно было бы также ввести обязательность членства УК, участвующих в конкурсе, в саморегулируемой организации (СРО).

КонфОП заявляет - принятие постановлений правительства без учета вышеназванных требований не обеспечивает возможность реализации гражданами права выбора и может подорвать доверие граждан к пенсионной реформе в целом.

comments powered by Disqus