"Каждый год отсрочки - это удар по людям"

С 2003 года порядок финансирования досрочных пенсий из федерального бюджета перестал действовать. Льготники, не успевшие отработать к этому времени половину необходимого стажа, должны получать досрочную пенсию из профессиональных пенсионных систем (ППС), финансирование которых правительство намерено возложить на работодателей. Однако закон о ППС до сих пор не принят: чиновники и работодатели не могут договориться о сумме страхового взноса, а потому на будущие пенсии досрочникам ничего не отчисляется. Если закон не вступит в силу со следующего года, то первые "новые льготники", которые уже в 2006 году выйдут на свою досрочную пенсию, ее вообще не получат.

С 2003 года порядок финансирования досрочных пенсий из федерального бюджета перестал действовать. Льготники, не успевшие отработать к этому времени половину необходимого стажа, должны получать досрочную пенсию из профессиональных пенсионных систем (ППС), финансирование которых правительство намерено возложить на работодателей. Однако закон о ППС до сих пор не принят: чиновники и работодатели не могут договориться о сумме страхового взноса, а потому на будущие пенсии досрочникам ничего не отчисляется. Если закон не вступит в силу со следующего года, то первые "новые льготники", которые уже в 2006 году выйдут на свою досрочную пенсию, ее вообще не получат.

В старой пенсионной системе право на досрочную пенсию в России имел, по данным Пенсионного фонда России (ПФР), «каждый третий работник» - от шахтеров и сталеваров до балерин и врачей. Досрочники делились на два списка: № 1 - люди, работающие на производстве с тяжелыми условиями труда, наносящими непоправимый вред здоровью, - в горячих цехах, на шахтах, в рудниках. Они имели право выйти на пенсию: мужчины на 10 лет раньше общего пенсионного возраста - в а пять лет раньше при стаже 25--30 лет. В старой системе все досрочники получали обычную трудовую пенсию из бюджета ПФР.

Но при проведении пенсионной реформы правительство перетасовало списки. Из списка № 2 в отдельный подсписок были выведены учителя, врачи и работники искусства - то есть бюджетники. Их досрочные пенсии по-прежнему будет финансировать федеральный бюджет. Заботиться же о профпенсиях тех льготников, кто занят в частных предприятиях, правительство поручает бизнесу.

В новой системе право на трудовую пенсию из ПФР эти льготники смогут получить лишь при достижении общего пенсионного возраста. Например, сталевар, выйдя на свою досрочную пенсию в 50 лет, выплаты из ПФР сможет получить только в 60. Все эти 10 лет он должен жить на свою профессиональную пенсию из ППС.

Как должны действовать ППС? Помимо единого соцналога за каждого своего работника из списка № 1 или № 2 работодатель должен отчислять еще и дополнительный страховой взнос в ППС. Чем выше размер взноса, тем выше будет профпенсия работника, но тем больше и нагрузка на работодателя.

Первоначально правительство предлагало установить взнос в размере 14% и 6% для списков № 1 и № 2 соответственно. Это позволило бы обеспечить работникам пенсию в размере 20% от зарплаты. Между тем по международным стандартам этот показатель должен составлять минимум 40%. То есть достойную профпенсию льготники при таком тарифе не получили бы, и в то же время значительно увеличивалась нагрузка на работодателей. По оценкам генерального директора НП «Проектный центр» Николая Брусникина, такие взносы в ППС составили бы четверть всех расходов в структуре зарплат. За работодателей заступились депутаты, порекомендовав правительству снизить тарифы вдвое, - до 7% и 3%. 'Первоначальные суммы страхового взноса - 14% и 6% - мало что давали, а сокращенные до 7% и 3% дадут совсем крохи - пенсия будет 8% от зарплаты', - возражает источник в одном из заинтересованных ведомств. Спор о том, какой должна быть величина тарифа, продолжается между ведомствами уже второй год. Но пока закон не принят, на профпенсию льготникам ничего не отчисляется.

'Каждый год отсрочки - это удар по людям. Они пока этого не понимают, но когда увидят, какая у них пенсия будет, возьмутся за вилы', - говорит источник "Газеты". Между тем первые 'новые льготники' из списка № 1 начнут выходить на профпенсию уже в 2006 году. Это мужчины, которые начали свой 'вредный' стаж в 2001 году и которым на тот момент было 50 лет. Поскольку мужчине на вредном производстве достаточно проработать 5 лет, чтобы в 55 лет получить право на профпенсию, то соответственно, уже в 2006 году эти люди вправе будут потребовать свою льготную пенсию. И либо ничего не получат, либо получат примерно 7% от своей зарплаты, которые им придется растянуть на 5 лет - до 60-летнего возраста, когда ПФР начнет выплачивать им обычную трудовую пенсию. Единственное, что успокаивает чиновников, - то, что до 2008 года на пенсию выйдет все-таки небольшое количество 'новых льготников' и до социального взрыва дело не дойдет.

Между тем работодатели уверены, что они оплачивают льготные пенсии своих сотрудников с лихвой. Поскольку зарплаты у работников, занятых на вредном производстве, высокие, то с них выплачиваются и высокие отчисления в ПФР. 'За счет этих выплат мы, по нашим подсчетам, полностью покрываем те расходы, которые ПФР несет по финансированию льготных пенсий наших работников', - говорит Алексей Окуньков, заместитель исполнительного директора Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса.

Согласен с ним и председатель Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко: 'Тех отчислений, которые сейчас делает отрасль за своих трудящихся, вполне хватало бы, пенсия была бы на уровне 50% от зарплаты. Но эти деньги размазываются по всей системе', - возмущается он.

Чтобы не увеличивать налоговую нагрузку в связи с дополнительными взносами в ППС, профсоюзы и работодатели предлагают снизить норматив отчислений на обычную трудовую пенсию для льготников из списков № 1 и № 2. 'Здоровье людей на вредном производстве сильно портится, потому они после выхода на пенсию живут меньше, то есть успевают воспользоваться обычной трудовой пенсией не в полном объеме. Фактически деньги, собираемые в составе ЕСН на трудовую пенсию, за этих людей переплачиваются', - объясняет вице-президент НПФ «Интеррос-Достоинство» Сергей Кабалкин.

Впрочем, правительство вряд ли согласится на снижение отчислений в ПФР - ведь это будет еще один удар по дефицитному бюджету фонда. Но в этом случае бывшим работникам вредных производств придется работать и после получения права на льготную пенсию: при ее размере в 8--10% от зарплаты прожить на нее не удастся. Похоже, государство этого и добивается. 'На Западе вообще нет досрочных пенсий! Люди там работают до 65--70 лет. Вы видели, какие старые стюардессы на зарубежных линиях? А наши выходят на пенсию в 45 лет за особые условия, - говорит источник в ПФР. - У нас в стране каждый третий выходит досрочно и после этого еще удивляется, почему у него пенсия не как на Западе'.

Газета

comments powered by Disqus