Пенсионная индустрия

В Приморье пенсионные накопления делят на троих

Всего в реформе участвуют 94 фонда. Три из них присутствуют в Приморье. Это родной приморский НПФ "Порт-Гарант" и два филиала крупных фондов: краевой филиал НПФ Российских железных дорог "Благосостояние" и Дальневосточный региональный филиал Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики. За первый месяц в этом году "пенсионных выборов", которые продлятся до конца декабря, каждый из фондов заключил договоров вдвое больше, чем в 2004 г. В планах - увеличить количество клиентов в разы.

"Золотой Рог" уже рассказывал, о том, как готовятся к приему накопительных средств негосударственные управляющие компании (УК). Сегодня поговорим о негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

…Всего в реформе участвуют 94 фонда. Три из них присутствуют в Приморье. Это родной приморский НПФ "Порт-Гарант" и два филиала крупных российских фондов: краевой филиал НПФ Российских железных дорог "Благосостояние" и Дальневосточный региональный филиал Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики, объединяющий в своих рядах энергетические предприятия Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской, Камчатской областей и коллектив ОАО "Владивосток Авиа".

Как только НПФ вступили в реформу, они тут же оттянули на основную долю заявлений о переводе накопительных частей. Напомним, что в 2004 г. в Приморье лишь 1 256 из 600 тыс. будущих пенсионеров сделали свой выбор в пользу УК или НПФ. В том числе в пользу НПФ было подано 846 заявлений.

Конечно, мы не можем быть полностью уверенными, что все заявления были поданы в пользу представленных в крае фондов - есть же и другие, но даже при небольшом количестве заявителей приоритеты между фондами и управляющими компаниями были расставлены четко. В принципе, удивляться здесь нечему. Институт негосударственных пенсионных фондов начал развиваться в начале 90-х. Первоначально они работали как закрытые отраслевые фонды, с помощью которых работник предприятия мог накопить себе дополнительную пенсию - негосударственную. Потом фонды начали работать с клиентами "со стороны".

Негосударственные фонды и УК работают с накопительными частями по-разному. Управляющий самостоятельно инвестирует доверенные ему пенсионные деньги на рынке, причем одной обезличенной массой. Фонды же аккумулируют средства каждого клиента на индивидуальном счете, состояние которого клиент имеет возможность постоянно отслеживать. Далее фонд передает средства клиентов в управление тем частным УК, прошедшим государственный конкурс, с которыми у него заключены специальные договоры. В конечном счете, инвестированием в обоих случаях будут заниматься УК.

В прошлом году с передачей средств пенсионных накоплений в НПФ была некая заминка по причине несовершенства законодательной базы. Сейчас практически все нормативные бреши заделаны, и фонды могут спокойно работать и привлекать средства граждан.

Стратегия привлечения клиентов в области обязательного пенсионного страхования у каждого из приморских фондов своя.

"Однозначно, наша стратегия уже корректируется. Мы не ждем, что человек придет к нам сам. Мы проводим очень много встреч с работниками различных предприятий, и не только энергетического комплекса. В результате мы убедились, что люди на 98% ничего не знают о своей пенсии по новому пенсионному обеспечению и не задумываются о накопительной части, несмотря на то, что она станет определяющей при назначении размера пенсии", - говорит Татьяна ДРИБЕНЕЦ, директор Дальневосточного филиала Негосударственного пенсионного фонда Электроэнергетики.

"Мы будем продолжать работать с сотрудниками Владивостокского морского торгового порта, предприятиями, входящими в состав ВМТП, и другими транспортными компаниями. Люди "со стороны" к нам тоже приходят, и мы с удовольствием будем работать с каждым", - рассказывает Александр ЗЫКИН, генеральный директор НПФ "Порт-Гарант".

В целом, фонды считают, что основным тормозом реформы является плохая информированность населения о ее сути, и сэкономленные на этом в самом начале пути государственные средства который год выходят боком. С этим согласилась Людмила ДРЯБЛОВА, директор Приморского филиала НПФ "Благосостояние". Поэтому радует, что фонды наконец-то сами взялись за просвещение населения. И это начинает давать свои плоды. За первый месяц в этом году "пенсионных выборов", которые продлятся до конца декабря, каждый из фондов заключил договоров вдвое больше, чем в 2004 г. В планах - увеличить количество клиентов в разы.

"Люди очень боятся изменений, самой реформы и того, что правительство может изменить правила игры в любой момент, - считает Татьяна Дрибенец. - Самое плохое, что они не верят, что накопительная часть пенсии когда-то в будущем сыграет большую роль. Все это происходит потому, что россияне не привыкли мыслить такими большими и дальними перспективами, а виной тому - экономическая нестабильность в стране".

Фонды считают, что люди потихоньку начинают разбираться в пенсионной реформе. Но тут появляется другая проблема: "Люди-то разбираются, но им нечего переводить. Зарплаты до сих пор платят "по-черному", - сетуют представители фондов.

Анна Сазыкина, "Золотой Рог", №78 2005г.

comments powered by Disqus