Общественные новости

Новая система добровольных пенсионных накоплений несет в себе существенные риски

image

Уже с 1 июля 2008 года российские граждане смогут получать на каждый свой рубль, отложенный на старость, еще рубль от государства. Однако при явных плюсах новая система вполне может превратиться в нечто столь же невнятное, как и существующая сегодня накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Уже с 1 июля 2008 года российские граждане смогут получать на каждый свой рубль, отложенный на старость, еще рубль от государства. Такую возможность должен дать принятый Думой в середине ноября в первом чтении закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в просторечии закон именуется «1000 на 1000»). Однако при явных плюсах новая система вполне может превратиться в нечто столь же невнятное, как и существующая сегодня накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Барская любовь

Напомним, что идея «доплачивать» людям за самостоятельно сделанные накопления на старость циркулирует в правительстве уже давно. Первыми ее озвучили представители Министерства здравоохранения и социального развития больше года назад, а в апреле 2007 года президент в своем послании дал поручение правительству подготовить законопроект, который позволял бы начислять на каждую тысячу рублей, отложенную гражданином на пенсию, еще тысячу из Фонда национального благосостояния.

Будущая система софинансирования пенсионных накоплений имеет ряд очевидных преимуществ помимо собственно государственного внимания к пенсионке, что само по себе уже очень важно. Во-первых, не секрет, что добровольные пенсионные накопления как таковые в стране до сих пор малопопулярны, а негосударственное пенсионное обеспечение держится в основном на крупных работодателях. «Пока количество российских предприятий, дающих сто процентов доходности на дополнительные пенсионные взносы своих работников в рамках долевого участия в корпоративных проектах, исчисляется единицами, от силы — десятками, — говорит президент НПФ “ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ” Сергей Эрлик. — Поэтому для тех, у кого работодатель подобную программу не внедрил, но зарплата позволяет делать отчисления на будущую пенсию, государственная программа будет целесообразна».

Во-вторых, после бурных баталий между Минздравсоцразвития и МЭРТом первому удалось отстоять очень важный принцип будущей системы: участие в новой пенсионной системе будет добровольным (МЭРТ предлагал «запустить всех», а «выпускать» лишь по заявлению, что сделало бы всю систему добровольной лишь номинально).

В-третьих, законопроект мягок в определении пенсионного возраста: тем участникам добровольной накопительной системы, которые, достигнув пенсионного возраста, откажутся от пенсии и продолжат работать, на каждую тысячу государство будет начислять не тысячу, а три тысячи рублей. Таким образом, новая система может быть очень интересна гражданам старше 1967 года рождения — тем, у кого нет накопительной части пенсии. Одновременно снижается нагрузка на Пенсионный фонд РФ, а через него — и на бюджет.

И в-четвертых, деньги от государства будут поступать на счета участников системы не в конце срока накопления, как предлагало когда-то Минздравсоцразвития, а сразу (впрочем, понятие «сразу» в пенсионке имеет свои нюансы, о которых мы скажем ниже).

ПФР всему голова

На этом все плюсы заканчиваются и начинаются минусы. Главный из них — архитектура новой системы добровольных накоплений. Собственно, ничего нового в ней нет: она полностью копирует построение нынешней накопительной системы ОПС. «В течение финансового года дополнительные пенсионные взносы граждан будут учитываться на специальной части лицевых счетов застрахованных граждан в ПФР, затем в случае, если человек ранее уже заключил договор обязательного пенсионного страхования с каким-либо НПФ (или с частной управляющей компанией), вместе с государственной “прибавкой” будут добавляться к его пенсионным накоплениям в этом НПФ и инвестироваться вместе с ними. Если же человек еще пребывает “молчуном” и не использовал свое право распоряжаться накопительной частью пенсии, то его прежние накопления останутся в ПФР и к ним прибавятся новые добровольные взносы, удвоенные государством. Отчисления, которые гражданин будет производить на следующий год, пройдут тот же путь: сначала в ПФР, затем, по истечении года, — в тот фонд или УК, с которыми у него заключен договор», — поясняет Сергей Эрлик.

По мнению МЭРТа, для быстрого запуска новой системы лучше ОПС не придумать, а потом, дескать, можно все модернизировать. Здесь только доля правды. Дело в том, что система добровольных накоплений — временная; законопроект предусматривает, что вступить в нее можно будет лишь с 2008−го по 2013 год, а выплаты от государства будут идти максимум десять лет. Чтобы модернизировать систему, придется менять закон, чего за пять лет можно банально не успеть. «Гораздо более логичным было бы разрешить направлять добровольные взносы напрямую в НПФ, а ПФР сделать просто администратором. Ведь система добровольного финансирования временная, ее задача — научить граждан определенным вещам: самостоятельной заботе о пенсии, привычке к инвестированию и так далее. А чему может научить система, копирующая ОПС?» — задается вопросом председатель технологического комитета Национальной ассоциации пенсионных фондов Олег Колобаев.

Далее. Известно, что путь денег с момента перечисления их в ПФР до момента, когда они начинают инвестироваться, в накопительной системе очень долог и достигает 13–14 месяцев. Что касается государственного софинансирования, то этот путь до управляющего (частной или государственной УК или НПФ) может оказаться еще длиннее: согласно законопроекту ПФР будет формировать заявку на средства для софинансирования лишь к 1 августа года, следующего за годом уплаты взносов участником системы.

Возникает вопрос и по поводу новой армии «молчунов», которая может возникнуть в системе добровольных накоплений. Пока ВЭБу есть куда инвестировать пенсионные накопления. Но что будет, если их объем благодаря добровольным взносам увеличится? По оценке Олега Колобаева, в новую систему может вступить то же число людей, которое сейчас перевело свою накопительную часть в частные УК и НПФ — прогнозируется, что к концу 2007 года таких будет около 3 млн человек. Но это явно минимум.

Вступить в систему можно будет, отчисляя не менее двух тысяч, но и не более десяти тысяч рублей в год, — нетрудно посчитать, что объем средств в системе добровольных накоплений будет увеличиваться на десятки миллиардов рублей ежегодно. Если более 95% этих денег осядет в ВЭБе, а он будет по-прежнему вкладывать их в госдолг, то спрос на государственные облигации чрезмерно возрастет, соответственно, их доходность, а также доходность пенсионных накоплений снизится (кстати, у ВЭБа она и так ниже инфляции).

Ну и, наконец, последний минус — почти полная юридическая незащищенность денег, которые гражданин будет вносить добровольно. «Сегодня в системе ОПС граждане заключают договор с НПФ и не заключают с ПФР, — проводит аналогию Колобаев. — Но в системе, в которой предусмотрены добровольные взносы граждан, права и обязанности сторон обязательно должны быть закреплены договором. Если этого не произойдет, то единственное, чем будет гарантирована сохранность денег, добровольно внесенных человеком на свой счет, — субсидиарной ответственностью ПФР и государства. Непонятно, кому человек сможет предъявлять претензии, на кого подавать в суд и так далее».

comments powered by Disqus