Общественные новости

Иван Заргарян: Почему «получилось как всегда» или памятка для реформаторов пенсионной системы

Весьма вероятно, что реформирование пенсионной системы, о необходимости которой говорили специалисты, в ближайшее время свершится. В статье приводятся мнения авторитетнейших экспертов о недостатках нынешней пенсионной системы.

Весьма вероятно, что реформирование пенсионной системы, о необходимости которой говорили специалисты, в ближайшее время свершится.

Свидетельство тому высказывание первого вице-премьера правительства и кандидата в президенты России Д.А. Медведева о «крайне неудачной и сложной» пенсионной системе, которую «мы нацелены изменить».

В СМИ появилась масса информации на эту тему. К сожалению освещение пенсионной тематики журналистами носит весьма поверхностный характер. Пишущая братия сходится во мнении, что пенсионная система подвергнется очередному «рестайлингу».

Считаю своим долгом довести до заинтересованного (десятки миллионов россиян) и незаинтересованного читателя мнения авторитетнейших экспертов В.Д. Роика, Г.П. Дегтярева, В.Н. Баскакова и других о недостатках нынешней пенсионной системы, опубликованных в специализированных журналах и на страницах книжных изданий.

В предлагаемой статье использованы также фрагменты моих ежегодных традиционных обзоров хода пенсионной реформы.

Итак, ключевыми недостатками действующей системы являются:

1. Недостаточность финансовых ресурсов.

Комментарий: сегодня в России на пенсионное обеспечение тратится 6% ВВП. В промышленно-развитых странах – 10-20% ВВП.

2. Необоснованность тезиса о том, что кризис пенсионной системы, вызванный старением населения, удастся преодолеть введением накопительной составляющей.

Комментарий эксперта: введение в современной России накопительного элемента проблематично вследствие:
? высокого уровня инфляции;
? неразвитости инфраструктуры и незначительной емкости реального рынка инвестиций;
? значительных политических и финансовых рисков.

Формирование накоплений одно из возможных решений, которое приемлемо при достаточно жестких условиях и ограничениях. Страны, формирующие продуманную и осторожную социальную политику, сдержано относятся к внедрению в пенсионную систему обязательной накопительной составляющей, предпочитая добровольную.

Итоги реализации: данные инвестирования 90% средств, находящихся под управлением государственной управляющей компании за 2004-2007 годы свидетельствуют об обесценивании средств пенсионных накоплений на 15% по отношению к инфляции и на 60% по отношению к заработной плате.

3. Малопонятность для граждан конструкции системы с практических точек зрения: от чего зависит в первую очередь пенсия и как действует механизм ее корректировки.

Итоги реализации: данные социологических опросов свидетельствуют – от 70 до 90% опрошенных на указанные выше вопросы затрудняются ответить.

4. Противоречие между нестраховыми частями «тела» трудовой пенсии страховому «духу» пенсионной реформы.

Комментарий эксперта: разделение целостной трудовой пенсии на базовую (по существу социальную), накопительную, искусственным образом «втиснутую» в формат пенсионного страхования, и страховую, определяемые по разным критериям и имеющие разные источники финансирования, привело к расточительной, непрозрачной, переусложненной системе.

Итоги реализации: доля базовой части, не связанная с заработком, в структуре пенсии выросла с начала реформы с 28 до 40%.

Индексации базовой пенсии усугубили и без того непростую ситуацию в Пенсионном фонде России, создав многомиллиардный дефицит.

5. Невозможность обеспечения участникам коэффициента замещения утраченного заработка в размере не менее 40%, как это предписано Конвенцией международной организации труда 1952 года № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

Итоги реализации: коэффициент замещения за годы реформы снизился с 35% до исторического минимума в 23% и имеет тенденцию к понижению. Средняя пенсия всего в 1,18 раза превышает прожиточный минимум пенсионера.

6. Недоработанность пенсионного законодательства.

Комментарий эксперта: отсутствуют законы, принятие которых прямо предусмотрено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Волокита с принятием закона о профессиональных пенсиях.

7. Частое изменение правового поля пенсионной системы, по обыкновению, регулирующее отношения в длительных временных рамках.

Итоги реализации: исключение из реформы граждан 1953-1965 годов рождения. Снижение «пенсионного» ЕСН с 28 до 20%.

8. Отсутствие достаточной мотивации у работодателей и работников в уплате страховых взносов.

Итоги реализации: уклонение работодателей от уплаты взносов в пенсионную систему составляет 30-40%.

9. Несистемность (институциональный кризис).

Комментарий эксперта: несоответствие институтов пенсионной системы другим институтам социальной и экономической сферы (заработной платы, налогов и т.д.), демографическому состоянию, политике занятости и здравоохранения.

Надеюсь, что членам рабочих групп, разрабатывающих под патронатом Минздравсоцразвития РФ новую концепцию пенсионной системы вышеуказанное хорошо известно, а посему «танцев с граблями» более не будет!

comments powered by Disqus