Фонды

Создается еще один макрофонд - Фонд содействия развитию жилищного строительства

В Госдуму внесен законопроект о фонде развития жилищного строительства Восьмая по счету российская госкорпорация, законопроект о которой внесен вчера в Госдуму, будет наделена столь широкими полномочиями, что ее решено не именовать госкорпорацией. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, который получит от государства право на неиспользуемые органами власти земли, будет некоммерческой организацией с активами стоимостью не менее $150 млрд. Фонд получит право и искать себе активы, и продавать их, и передавать их в залог, и распоряжаться полученными средствами.

В Госдуму внесен законопроект о фонде развития жилищного строительства Восьмая по счету российская госкорпорация, законопроект о которой внесен вчера в Госдуму, будет наделена столь широкими полномочиями, что ее решено не именовать госкорпорацией. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, который получит от государства право на неиспользуемые органами власти земли, будет некоммерческой организацией с активами стоимостью не менее $150 млрд. Фонд получит право и искать себе активы, и продавать их, и передавать их в залог, и распоряжаться полученными средствами. По данным “Ъ”, кандидатом на пост главы фонда является куратор строительного нацпроекта Александр Браверман.

Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум вчера внес в Госдуму законопроект «О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства». Как удалось выяснить “Ъ”, текст законопроекта в основном готовился в Минрегионразвития и через депутата внесен для ускорения процесса прохождения в правительстве. Законопроект, имеющийся в распоряжении “Ъ”, по данным источников в Минэкономразвития, не согласовывался в министерстве. Представители Минрегионразвития вчера подтвердили “Ъ” авторство законопроекта, пояснив, что по структуре фонд «будет похож» на госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

По словам главы Минрегионразвития Дмитрия Козака, госкорпорацией фонд являться не будет. «На мой взгляд, лучше всего, если правовой формой Фонда будет именно фонд. Госкорпораций сейчас уже много, надо остановиться». В тексте законопроекта действительно не используется термин «госкорпорация» — будущая структура именована «фондом», это, как и в случае госкорпорации, форма существования некоммерческой организации (НКО). Учредителем фонда, согласно проекту, выступает, как и в случае с госкорпорациями, Российская Федерация. Но версия законопроекта, имеющаяся в распоряжении “Ъ”, позволяет предположить, что в случае принятия закона фонд будет больше, чем обычная госкорпорация. В пункте 3.3.4 законопроекта говорится, что фонд «осуществляет контроль за осуществлением органами госвласти субъектов РФ полномочий Российской Федерации, предусмотренной законом», на него же будут возложены обязанности разработки методических материалов по территориальному планированию, что сейчас является функцией Минрегионразвития.

Активы фонда при этом будут существенно больше активов семи существующих госкорпораций. Дмитрий Козак пояснил, что основной задачей фонда будет «инвентаризация и аккумулирование федеральных земельных участков с последующей их передачей в регионы»,— фонд создается во исполнение указа Дмитрия Медведева от 7 мая 2008 года. РФ будет передавать в собственность фонда все участки земли со строениями на них, не используемые федеральными органами исполнительной власти, а также Российской академией наук и другими академиями. Напомним, отчуждать эти земли до конца 2008 года запрещено постановлением правительства. Впрочем, фонд получит право не только самостоятельно продавать участки земли, в том числе под создание промышленных предприятий по производству стройматериалов, но и сдавать их в аренду под жилищное строительство, передавать в залог: полученная от этих операций прибыль будет собственностью фонда. Тратить полученные деньги фонд сможет в уставных целях, в частности, на субсидии регионам (в правительстве это функция Минфина и Минрегионразвития), «содействие обустройству территорий объектами инфраструктуры» и даже на «организацию взаимодействия между органами госвласти» по уставным вопросам.

По данным “Ъ”, помимо земель фонд получит в активы всего 6,5 млрд руб. денежных средств. В Минрегионе оценивают потенциальные объемы земель, которые могут стать активами фонда, в 0,5–1 млн га — это преимущественно городские земли с недвижимостью и участки, прилегающие к границам поселений. На майском аукционе Минобороны стоимость 1 га в Химках составила $3 млн за га. Если предположить, что в фонд попадут земли в десять раз дешевле, его активы можно оценить не менее чем в $150 млрд (3,5 трлн руб., что примерно равно доходам бюджета за первые пять месяцев 2008 года). Впрочем, фонд получит не все земли. По словам главы Института экономики города Надежды Косаревой, он получит «право первой ночи» на все федеральные участки земли, не используемые властью: он сможет и отказаться от участка в пользу региона, а может оставить его себе для выполнения уставных целей.

Вопрос о налогообложении операций фонда в законе не описан. По словам старшего эксперта «ФБК-право» Игоря Токарева, если не принять поправки в Налоговый кодекс, то все налоги включая НДС с реализации и налог на прибыль фонду неизбежно придется платить — в ряде случаев платить придется даже больше, чем обычной коммерческой организации. Это связано с тем, что учетная стоимость переданных государством земельных участков не будет включаться в расходы фонда (поскольку они не приобретались за деньги) и, соответственно, уменьшать на эту величину базу налога на прибыль не удастся, полагает эксперт. По этой же причине у фонда не будет «входящего» НДС: продав участок, к вычету по этому налогу принять будет нечего. Господин Токарев напомнил, что пока подобные налоговые вопросы были решены лишь для «Олимпстроя». Хотя фонд будет управляться правлением и наблюдательным советом, утверждаемым правительством РФ, в отличие от других госкорпораций, порядок создания этих структур законом не описан. В большинстве случаев операции фонда требуют согласия федерального «уполномоченного органа исполнительной власти»: пока неизвестно, будет ли им Минрегионразвития, Минэкономики или специальная правительственная комиссия.

По данным “Ъ”, в качестве главы фонда рассматривается кандидатура Александра Бравермана, бывшего статс-секретаря Минимущества, главы комиссии по доступному жилью совета по нацпроектам: по данным “Ъ”, первоначальный текст документа писали именно его подчиненные. Сам господин Браверман заявил вчера Ъ, что ему ничего неизвестно о том, что его кандидатура рассматривается на пост руководителя фонда.

По мнению Дмитрия Козака, закон может быть принят осенью, впрочем, его быстрое внесение в Госдуму может позволить принять его уже в текущую сессию. Первыми пострадавшими от деятельности фонда могут стать Минобороны и РАН. Консультант службы информации квартирования и обустройства Минобороны Владимир Галайко сообщил “Ъ”, что в вопросе передачи земель фонду жилищного строительства «для Минобороны сделано исключение». «Как долго оно продлится, покажет время»,— заявил он.

РАН заблаговременно обеспокоилась судьбой своих земель, на которые может претендовать фонд: глава РАН Юрий Осипов еще в мае получил от премьер-министра Владимира Путина заверения в том, что на землях РАН будет строиться «ведомственное жилье для молодых ученых». Вчера господин Осипов был переутвержден на этом посту президентом Дмитрием Медведевым, встретился с ним и обсудил «земельный вопрос», вчера же по этому вопросу собиралась рабочая группа президиума РАН. По словам вице-президента РАН Валерия Козлова, «об объемах передачи говорить преждевременно, я не склонен драматизировать ситуацию». РАН готовит инвентаризацию своих земель и документов: согласно законопроекту о фонде, она вправе истребовать у владельцев федеральных земель документы, подтверждающие необходимость владения активом, и если это не подтверждено, имеет право ее изъятия в свою пользу.

Пока неизвестно, как фонд впишется в формирующуюся систему управления госактивами, в которой ранее ключевыми игроками были Минрегионразвития, Минэкономразвития, Росимущество и ликвидированное РФФИ. В целом же операции фонда с землями действительно способны снизить стоимость земли под строительство в России — новая супергоскорпорация станет не только крупнейшей НКО в мире, но и крупнейшим игроком на земельном рынке страны.

Ирина Граник, Дмитрий Бутрин, Юлия Таратута, Арина Шарипова, Максим Шишкин, Вадим Вислогузов

comments powered by Disqus