Фонды

Интервью с исполнительным директором НПФ «Прогресс-Доверие» Сергеем Бровчаком.

image

В интервью корреспонденту FundsHub исполнительный директор НПФ "Прогресс-Доверие" Сергей Бровчак рассказывает о своем фонде и о тех направлениях деятельности фонда, которым уделяется наибольшее внимание...

FH: Сергей Валентинович, НПФ «Прогресс Доверие» достаточно молодой фонд, Вам еще нет и двух лет, в рейтингах вы далеко не на первых строках, но специалисты, внимательно изучающие пенсионный рынок, прогнозируют Вам возможный быстрый выход на ведущие рыночные позиции. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?

Сергей Бровчак: Это очень приятно, что специалисты на рынке оценивают наш потенциал достаточно высоко. Я уверен, что мы полностью соответствуем тем ожиданиям, которые существуют на рынке. Наш фонд действительно создан недавно, в 2001 году. Однако команда, работающая в фонде, достаточно опытная. Среди наших сотрудников есть специалисты, которые работают на рынке по 5, 7 и более лет. Это не первый пенсионный фонд, который мы развиваем, и команда показывает очень неплохие результаты. Надо сказать, что, несмотря на молодой возраст, НПФ «Прогресс-Доверие» уже добился достаточно хороших стартовых результатов. Мы удовлетворяем всем тем положениям, которые прописаны в законе №14 ФЗ и 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» по участию в обязательном пенсионном страховании. Мы удовлетворяем полностью по заявленному совокупному вкладу учредителей, по его размеру, а также по времени существования на рынке и по количеству именных пенсионных счетов, опыт работы с которыми к 2004 году у нас составит год. Я напомню, что по законодательству это 5 тысяч именных счетов. На конец прошлого, 2002 года в НПФ «ПРОГРЕСС-ДОВЕРИЕ» велось уже порядка 8000 именных счетов. Это достаточно неплохие показатели, которые мы продолжаем развивать.

Плюс к тому, очень большое внимание уделяется продуктовому ряду. Это отличительная особенность нашего фонда от большинства других. Мы базируемся на тех программах, или, как их принято называть, схемах, которые существуют в большинстве пенсионных фондов, но стараемся развивать их, наполнять содержанием, дифференцировать, делать их интересными для отдельных сегментов рынка. Тут есть программа и для молодежи, есть программа и для более пожилых возрастов, есть программы для отдельных профессий, интереснейшие программы для юридических лиц, в том числе недавно разработанная программа «Эмеритальная касса», основанная на дореволюционном пенсионном опыте российской империи. Поэтому, я думаю, нашим клиентам, нашим потенциальным клиентам, безусловно, будет интересно с нами работать и полезно по тем условиям, которые мы предлагаем рынку.

Очень большое внимание уделяется клиентскому сервису. «ПРОГРЕСС-ДОВЕРИЕ» - это, пожалуй, единственный пенсионный фонд, который достаточно активно занимается развитием именно этого внутреннего направления – обслуживание клиентов. Не так давно нами подписан агентский договор с банком «МЕНАТЕП СПб» о продаже и поддержанию наших продуктов на удалении (имеется в виду обширная филиальная сеть банка, которая достигла уже более 60 филиалов по всем субъектам РФ). Это, безусловно, большой плюс, поскольку большинство фондов территориально замкнуты и не могут работать за пределами того города, района, субъекта Федерации, в котором они расположены. Мы теперь являемся, можно сказать, трансрегиональным фондом, поскольку наши услуги присутствуют не только в Москве, где фонд расположен, но и на Северо-западе России, в Центральной полосе, на Урале, даже на Дальнем Востоке, в Сибирском регионе. Поэтому работать с нами возможно из любого региона России и любой клиент может получить информацию о нашем фонде, заключить договор, получить выписку, получать пенсию - все это возможно через филиальную сеть банка «МЕНАТЕП СПб». Нашим хорошим партнером также является страховая компания «Прогресс- Гарант», с которой мы реализуем, скажем так, аналогичные программы. Поэтому наш фонд выгодно отличается от других негосударственных пенсионных фондов.

Безусловно, мы стараемся развивать и другие направления, в частности, мы достаточно серьезно прорабатываем вопрос эффективного программного обеспечения негосударственного пенсионного фонда. Стоящая у большинства НПФ система учета обязательств, нами совместно с разработчиком очень серьезно доработана, что положительно скажется на рынке программного обеспечения НПФ. Также сейчас ведется активная работа с нашим партнером, IT-компанией «Сибинтек», по разработке нового, в общем-то уникального, продукта по учету пенсионных обязательств, а также документооборота.

FH: То есть Вы планируете внедрять распространение своих услуг через Интернет?

С.Б.: Нет, имеется в виду новая система программного обеспечения, которая не была бы связана с Интернетом, поскольку это достаточно опасное соединение. Эта система будет замкнута, то есть будет обладать меньшими рисками, чем открытая Интернет-система. С другой стороны, мы сейчас активно работаем над выходом в Интернет. Нами разработан сайт, который в скором времени будет открыт. На нашем сайте будет вывешен форум, дающий возможность общаться в системе on-line, будет возможность обсуждения пенсионных программ. Также будет присутствовать достаточно интересный пенсионный калькулятор, который позволит нашим потенциальным клиентам самостоятельно делать расчеты своих будущих пенсий, и, без сомнения, вскоре мы выйдем в Интернет для заключения договоров с нашими клиентами - физическими лицами. С юридическими лицами этот вопрос пока прорабатывается, мы пока не нашли вариантов, но во всяком случае делаем все возможное для удобства наших потенциальных клиентов.

FH: Ваш фонд входит в финансовую группу МФО «МЕНАТЕП». Какие Вы в этом видите плюсы?

С.Б.: Группа МЕНАТЕП включает в себя одни из крупнейших в РФ банки: МЕНАТЕП СПб и Инвестиционный Банк ТРАСТ (ранее Доверительный и Инвестиционный Банк), а также наш НПФ. Участие в группе представляется нам достаточно привлекательным и укрепляющем позиции самого негосударственного пенсионного фонда. Потому что сотрудничество с такими крупными финансовыми институтами улучшает качество нашей инвестиционной политики, а также дает возможность чувствовать себя более уверенным в региональном плане. МЕНАТЕП СПб – это обширная региональная сеть, хороший розничный банк, что нам необходимо в рамках подписанного договора. Инвестиционный банк ТРАСТ – это достаточно неплохие инвестиционные возможности, которые нами в рамках законодательства используются. Поэтому я расцениваю это как положительный фактор для любого НПФ – быть в одной группе с крупным банком. Так и наши продукты - они, конечно, не похожи, но представляют один продуктовый ряд накопительного плана. Конечно же, возникающий эффект финансового супермаркета при предложении ряда банковских продуктов и продуктов НПФа только усиливает наши позиции.

FH: А как вы можете оценить сложившуюся ситуацию на рынке пенсионных услуг. Каково соотношение спроса и предложения?

С.Б.: На данный момент рынок все-таки находится в стадии формирования, хотя за последние несколько лет он прошел достаточно большой и важный этап своего формирования. Во всяком случае, рынок как таковой заметили, стали обращать внимание на НПФы, что практически отсутствовало до этого. Это, конечно, положительно. Растет конкуренция - я считаю это также положительным фактором, поскольку любая конкуренция, несомненно, улучшает качество предлагаемого продукта и ведет к тому, что рынок становится более интересным, востребованным и цивилизованным. Конкуренция действительно есть, правда не могу оценить ее как достаточно жесткую, то есть НПФы пока присматриваются к рынку и, в общем-то, редко когда сталкиваются в рамках работы с клиентами, поскольку рынок достаточно обширен. В то же время на данный момент спрос пока неявный, то есть нельзя сказать, что на рынке присутствует большой спрос на тот продукт, который собственно и предлагают НПФ. Поэтому предложение на рынке на данный момент все-таки превалирует на рынке над спросом. В то же время принятие ряда законов по информированию в системе пенсионного обеспечения в РФ несомненно повысит интерес к пенсионным фондам и я думаю, что вектор направленности рынка будет положительным.

FH: Вам не кажется, что часть мелких НПФ со временем не выдержат конкуренции и исчезнут? Сколько НПФ, по-Вашему, смогут держаться на плаву?

С.Б.: НПФы, без сомнения, в определенный момент будут сами претерпевать изменения, потому что на рынке до сих пор присутствует большое количество небольших пенсионных фондов, которые не имеют потенциала дальнейшего развития. Такие НПФ будут либо сливаться с более крупными, либо между собой, либо будут примыкать к крупным финансово-промышленным холдингам, которым потенциально интересны предоставляемые услуги. В таком виде, конечно, как сейчас, останется не много НПФ. То есть сначала рынок по количеству НПФ будет расти, поскольку будут появляться вновь созданные. Потом, видимо, пойдут объединения с уже имеющимися и в целом количество НПФ уменьшится. Надо сказать, что эту проблематику необходимо разделить на две части: первый вопрос – участие в обязательном пенсионном страховании и другой вопрос – работа на рынке добровольного пенсионного обеспечения. На рынке добровольного пенсионного обеспечения будет максимум порядка 100 фондов, на рынке обязательного пенсионного страхования их количество не будет превышать где-то 40-45 фондов.

FH: Со временем количество перерастет в качество…

С.Б.: Да, совершенно верно.

FH: Ваш фонд решил идти по открытому пути, Вы планируете затрачивать какие-либо средства на маркетинговые мероприятия, информационные программы?

С.Б.: Без сомнения, будет достаточно активная маркетинговая политика и ПР-активность, на это выделяется соответствующий бюджет, который предполагает как исследование рынка, что достаточно ново для НПФ, так и продвижение продукта на рынок. Первая задача, которая стоит перед нами, это доказало уже проведенное совместно с нашими партнерами «PRP» (консалтинговое агентство) исследование, что для начала население необходимо информировать о том, что из себя представляет негосударственный пенсионный фонд и о тех продуктах, которые он предлагает, а также о том, какие изменения произошли в пенсионной системе начиная с 2002 года. Поэтому наш первый шаг – работа именно с информационными материалами, которые мы предъявляем на рынок с целью образования населения и формирования пенсионного рынка как такового. В последующем, несомненно, будут и рекламные акции, которые предназначены для привлечения в пенсионный фонд юридических и физических лиц.

FH: То есть Вы хотите взять на себя роль некоего миссионера, которую в принципе должно выполнять государство – информирование о пенсионной реформе в целом?

С.Б.: Я думаю, что государство занимается и будет заниматься этим вопросом. Усилий, конечно, может быть недостаточно, но, поскольку мы все являемся участниками этого рынка, то любая организация, которая занимается пенсионным обеспечением, любой НПФ должен брать на себя такие обязательства в тех размерах, которые возможны для данной компании. Поэтому, несомненно, те недостатки, которые есть в освещении этой проблематики, мы будем стараться закрывать своими силами.

FH: Как Вы оцениваете процент людей, которые выберут управляющую компанию, а в будущем году НПФ?

С.Б.: На первом этапе я могу оценить как небольшой процент. Были проведены различные выборки из исследований, не большое количество принимало в них участие, но надо сказать, что активность населения пока достаточно мала. В лучшем случае это может быть максимум 3-4% от населения. Может быть больше, но это будет уже основано скорее всего на неких административных решениях. Пример тому - Казахстан, где наибольшую активность проявляют госслужащие, которым просто настоятельно рекомендуют выбирать НПФ.

FH: А у нас не получится так, что работодатели будут давить на своих сотрудников?

С.Б.: Это вполне может быть. Тогда этот процент, конечно, будет выше. Но сознательно, видимо 3-4% - максимальная цифра, учитывая те недостатки ПР-компании по освещению пенсионной реформы, которые, которые мы с Вами уже обсуждали.

FH: А по социальному статусу, по возрасту как можно классифицировать сделавших сознательный выбор?

С.Б.: Понятно, что старшие возраста не будут делать выбор, потому что им выбирать нечего. Выбор будут делать, скорее всего, люди молодые, которым действительно есть смысл что-то накопить. Интереса у средних возрастов с их 2% взносов будет меньше. Я думаю, что это во-первых достаточно консервативные люди, во-вторых, это не те суммы, о которых нужно достаточно активно заботиться.

FH: Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

С.Б. Я имею два образования. Первое – Московский Государственный педагогический Университет им. Ленина, специализация «экономическая география и французский язык», Второе образование – аспирантура при Совете по организации производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономразвития РФ. Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «региональная экономика». Тематика у меня была «Байкальский регион». Сейчас занимаюсь докторской диссертацией насколько позволяет время (а его всегда не хватает), поэтому процесс идет медленно, но во всяком случае тематику я выбрал именно пенсионную.

Работал я первоначально в Минэкономразвития РФ в региональном департаменте, после этого я работал в группе «СБС-Агро», курировал вопросы страхования и пенсионного обеспечения, после этого страховая компания «СТС», потом НПФ «Доброе дело». После этого меня пригласили для создания НПФ «Прогресс Доверие», где я сейчас и работаю. Так что опыт достаточно большой.

FH: Спасибо, Сергей Валентинович, за интересную беседу.

comments powered by Disqus