Продолжается процесс формирования правовой базы пенсионной реформы. 14 января с.г. вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ).
Закон "О негосударственных пенсионных фондах" был принят в мае 1998 г. Он регулировал отношения в сфере добровольного негосударственного обеспечения, которое осуществляется только при желании и финансовой возможности работодателей и граждан.
Эти лица, называемые вкладчиками, заключали договора с негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ) - особого рода некоммерческой организацией социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является аккумулирование пенсионных взносов, вложение их в ценные бумаги и другие финансовые инструменты для приращения и выплаты в последующем пенсий. Вся прибыль от этой деятельности, за исключением лимитированных текущих издержек на управление, направляется на прирост пенсионных выплат.
Фонды доказали свою надежностьВ целях обеспечения более высокой надежности НПФ по сравнению с обычной коммерческой организацией законом для них предусмотрена система серьезных ограничений и жестких требований. В сочетании с другими мерами это способствовало формированию и вполне цивилизованному развитию в России системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Несмотря на глубочайший экономический кризис в стране, отсутствие развитых рыночных институтов, ненормальный налоговый режим и другие многочисленные проблемы, в 10-летней истории отечественных НПФ не было банкротств и мошенничества типа "МММ". Сегодня 400 тыс. человек получают весомую прибавку к государственной пенсии. Около 60 млрд рублей, аккумулированных НПФ, вложено в экономику страны.
Однако такие объемы и качество пенсионных услуг остаются незначительными по сравнению с запросами населения. Поэтому НПФ, органы власти и другие организации уже давно начали разрабатывать предложения по кардинальному улучшению ситуации в этой жизненно важной сфере деятельности. Прежде всего предполагалось обновить закон о НПФ, подготовленный в 1995-1998 годах применительно к иным социально-экономическим условиям. При этом эксперты считали необходимым тщательно проанализировать опыт функционирования отечественных и зарубежных пенсионных систем, сохранить позитивные наработки и исключить влияние негативных факторов.
Главным образом из-за сложности проблемы и по причине несовпадения интересов различных участников негосударственного пенсионного обеспечения процесс подготовки изменений и дополнений к закону сопровождался острыми дискуссиями и поисками приемлемого компромисса. Путем взаимных уступок оппонентам все же удалось договориться по новым принципам и механизмам деятельности НПФ. Изменения и дополнения в закон о НПФ по объему и значимости многократно превышают сам закон образца 1998 года.
Весомы поправкиВ обновленном, а точнее в новом законе о НПФ сохранен организационно-правовой статус пенсионного фонда как некоммерческой организации социального обеспечения. В числе отклоненных поправок к этому закону ко второму чтению в Госдуме было предложение сделать НПФ коммерческой организацией с присущими ей иными целями, задачами и ответственностью. Основным дополнением к "старому" закону можно считать расширение сферы деятельности НПФ. Теперь они, кроме ранее исключительного добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, могут осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному накопительному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.
Особенности правового положения НПФ и требования к ним в первом виде пенсионного страхования определены Законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ). Для указанного второго вида деятельности НПФ особенности и требования пока не сформулированы, так как в Госдуме "застрял" законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".
Учредители и руководители НПФ сами решают, какими видами деятельности им целесообразно заниматься. В зависимости от принятой стратегии развития, задач и возможностей действующий или вновь создаваемый Пенсионный фонд может осуществлять одновременно любые из перечисленных форм пенсионного обеспечения и страхования. У граждан России впервые появилась возможность выбора между государственным внебюджетным Пенсионным фондом России (ПФР) и НПФ. Исходя из личных предпочтений они сами принимают решение, кому они могут доверить свои пенсионные накопления, кто будет им формировать и выплачивать накопительную часть трудовой пенсии, а также профессиональную пенсию. Законом установлены четкие процедуры перехода граждан на обслуживание из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой такой же фонд. Такие нововведения будут способствовать созданию обстановки добросовестной конкуренции на рынке пенсионных услуг. Хотя трудно рассчитывать на то, что это произойдет в ближайшее время.
В законе предусмотрен комплекс мер по повышению надежности и эффективности пенсионных фондов. Увеличена сумма денежной оценки имущества для обеспечения их уставной деятельности. Предъявляются более жесткие требования к управляющим компаниям и спецдепозитариям, к руководителям и главным бухгалтерам НПФ, к структуре инвестиционного портфеля. Введены ограничения маркетинга в фондах и кодекс профессиональной этики.
Особые условия и требования установлены для пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. По сравнению с другими НПФ они должны иметь больший опыт работы и введения определенного количества именных пенсионных счетов участников. Им установлена также более высокая "планка" по денежной оценке имущества для обеспечения уставной деятельности, по совокупному вкладу учредителей и по другим параметрам.
Успех зависит от организации делаПоследствия перечисленных и иных изменений действовавшего ранее закона о НПФ по-разному оцениваются различными экспертами и субъектами отношений по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Одни считают усовершенствованную правовую базу вполне приемлемой для нормального развития системы НПФ, а другие высказывают опасения по поводу перспективы работы на этом рынке услуг. Такая реакция была вполне предсказуема. Во-первых, НПФ, их управляющие компании, спецдепозитарии и другие участники системы очень сильно различаются между собой по возможностям и условиям работы применительно к новым требованиям. Во-вторых, многие принципиальные нововведения в законе были приняты без должного учета интересов участников, задействованных в этой системе, без надлежащей увязки их с действующим законодательством и прогнозируемой социально-экономической ситуацией в стране. Поэтому нельзя исключать возможных нестыковок и недоработок в таком масштабном и трудно прогнозируемом процессе функционирования системы НПФ в изменившихся условиях.
В связи с этим одной из важных задач деятельности органов власти и сообщества НПФ должно быть участие их в организации исполнения обновленного закона о НПФ, в мониторинге практики его применения в различных ситуациях. В первую очередь и уже в ближайшее время им необходимо подключиться к процессу подготовки проектов правовых актов, обеспечивающих исполнение принятого закона о НПФ. Уже есть предварительные наработки по многим вопросам для включения их в проекты решений президента и Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Также безотлагательно нужно приступить к подготовке программы приведения действующих НПФ в соответствие с требованиями нового законодательства, возможной реструктуризации системы НПФ, сложившейся в других правовых и социально-экономических условиях. При этом нельзя допустить какого-либо ущемления прав и обязательств перед вкладчиками и участниками преобразуемых фондов.
Для развития системы НПФ потребуется внести поправки в Налоговый кодекс и создать нормальный режим налогообложения как добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования, осуществить другие мероприятия, стимулировать работодателей и профсоюзы к более результативному партнерству в сфере пенсионного обеспечения и страхования, а граждан - к более активному участию в добровольном негосударственном пенсионном обеспечении.
Михаил Алехин, кандидат экономических наук
(21.04.2003 - C.35-38 (Журнал "Профессиональные и льготные пенсии").