Фонды

По новым правилам

image

В журнале "Профессиональные и льготные пенсии" кандидат экономических наук Михаил Алехин делится своими размышлениями о необходимости изменений и дополнений в законы, касающиеся пенсионного обеспечения.

Продолжается процесс формирования правовой базы пенсионной реформы. 14 января с.г. вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ).

Закон "О негосударственных пенсионных фондах" был принят в мае 1998 г. Он регулировал отношения в сфере добровольного негосударственного обеспечения, которое осуществляется только при желании и финансовой возможности работодателей и граждан.

Эти лица, называемые вкладчиками, заключали договора с негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ) - особого рода некоммерческой организацией социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является аккумулирование пенсионных взносов, вложение их в ценные бумаги и другие финансовые инструменты для приращения и выплаты в последующем пенсий. Вся прибыль от этой деятельности, за исключением лимитированных текущих издержек на управление, направляется на прирост пенсионных выплат.

Фонды доказали свою надежность

В целях обеспечения более высокой надежности НПФ по сравнению с обычной коммерческой организацией законом для них предусмотрена система серьезных ограничений и жестких требований. В сочетании с другими мерами это способствовало формированию и вполне цивилизованному развитию в России системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Несмотря на глубочайший экономический кризис в стране, отсутствие развитых рыночных институтов, ненормальный налоговый режим и другие многочисленные проблемы, в 10-летней истории отечественных НПФ не было банкротств и мошенничества типа "МММ". Сегодня 400 тыс. человек получают весомую прибавку к государственной пенсии. Около 60 млрд рублей, аккумулированных НПФ, вложено в экономику страны.

Однако такие объемы и качество пенсионных услуг остаются незначительными по сравнению с запросами населения. Поэтому НПФ, органы власти и другие организации уже давно начали разрабатывать предложения по кардинальному улучшению ситуации в этой жизненно важной сфере деятельности. Прежде всего предполагалось обновить закон о НПФ, подготовленный в 1995-1998 годах применительно к иным социально-экономическим условиям. При этом эксперты считали необходимым тщательно проанализировать опыт функционирования отечественных и зарубежных пенсионных систем, сохранить позитивные наработки и исключить влияние негативных факторов.

Главным образом из-за сложности проблемы и по причине несовпадения интересов различных участников негосударственного пенсионного обеспечения процесс подготовки изменений и дополнений к закону сопровождался острыми дискуссиями и поисками приемлемого компромисса. Путем взаимных уступок оппонентам все же удалось договориться по новым принципам и механизмам деятельности НПФ. Изменения и дополнения в закон о НПФ по объему и значимости многократно превышают сам закон образца 1998 года.

Весомы поправки

В обновленном, а точнее в новом законе о НПФ сохранен организационно-правовой статус пенсионного фонда как некоммерческой организации социального обеспечения. В числе отклоненных поправок к этому закону ко второму чтению в Госдуме было предложение сделать НПФ коммерческой организацией с присущими ей иными целями, задачами и ответственностью. Основным дополнением к "старому" закону можно считать расширение сферы деятельности НПФ. Теперь они, кроме ранее исключительного добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, могут осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному накопительному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Особенности правового положения НПФ и требования к ним в первом виде пенсионного страхования определены Законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ). Для указанного второго вида деятельности НПФ особенности и требования пока не сформулированы, так как в Госдуме "застрял" законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".

Учредители и руководители НПФ сами решают, какими видами деятельности им целесообразно заниматься. В зависимости от принятой стратегии развития, задач и возможностей действующий или вновь создаваемый Пенсионный фонд может осуществлять одновременно любые из перечисленных форм пенсионного обеспечения и страхования. У граждан России впервые появилась возможность выбора между государственным внебюджетным Пенсионным фондом России (ПФР) и НПФ. Исходя из личных предпочтений они сами принимают решение, кому они могут доверить свои пенсионные накопления, кто будет им формировать и выплачивать накопительную часть трудовой пенсии, а также профессиональную пенсию. Законом установлены четкие процедуры перехода граждан на обслуживание из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой такой же фонд. Такие нововведения будут способствовать созданию обстановки добросовестной конкуренции на рынке пенсионных услуг. Хотя трудно рассчитывать на то, что это произойдет в ближайшее время.

В законе предусмотрен комплекс мер по повышению надежности и эффективности пенсионных фондов. Увеличена сумма денежной оценки имущества для обеспечения их уставной деятельности. Предъявляются более жесткие требования к управляющим компаниям и спецдепозитариям, к руководителям и главным бухгалтерам НПФ, к структуре инвестиционного портфеля. Введены ограничения маркетинга в фондах и кодекс профессиональной этики.

Особые условия и требования установлены для пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. По сравнению с другими НПФ они должны иметь больший опыт работы и введения определенного количества именных пенсионных счетов участников. Им установлена также более высокая "планка" по денежной оценке имущества для обеспечения уставной деятельности, по совокупному вкладу учредителей и по другим параметрам.

Успех зависит от организации дела

Последствия перечисленных и иных изменений действовавшего ранее закона о НПФ по-разному оцениваются различными экспертами и субъектами отношений по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Одни считают усовершенствованную правовую базу вполне приемлемой для нормального развития системы НПФ, а другие высказывают опасения по поводу перспективы работы на этом рынке услуг. Такая реакция была вполне предсказуема. Во-первых, НПФ, их управляющие компании, спецдепозитарии и другие участники системы очень сильно различаются между собой по возможностям и условиям работы применительно к новым требованиям. Во-вторых, многие принципиальные нововведения в законе были приняты без должного учета интересов участников, задействованных в этой системе, без надлежащей увязки их с действующим законодательством и прогнозируемой социально-экономической ситуацией в стране. Поэтому нельзя исключать возможных нестыковок и недоработок в таком масштабном и трудно прогнозируемом процессе функционирования системы НПФ в изменившихся условиях.

В связи с этим одной из важных задач деятельности органов власти и сообщества НПФ должно быть участие их в организации исполнения обновленного закона о НПФ, в мониторинге практики его применения в различных ситуациях. В первую очередь и уже в ближайшее время им необходимо подключиться к процессу подготовки проектов правовых актов, обеспечивающих исполнение принятого закона о НПФ. Уже есть предварительные наработки по многим вопросам для включения их в проекты решений президента и Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Также безотлагательно нужно приступить к подготовке программы приведения действующих НПФ в соответствие с требованиями нового законодательства, возможной реструктуризации системы НПФ, сложившейся в других правовых и социально-экономических условиях. При этом нельзя допустить какого-либо ущемления прав и обязательств перед вкладчиками и участниками преобразуемых фондов.

Для развития системы НПФ потребуется внести поправки в Налоговый кодекс и создать нормальный режим налогообложения как добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования, осуществить другие мероприятия, стимулировать работодателей и профсоюзы к более результативному партнерству в сфере пенсионного обеспечения и страхования, а граждан - к более активному участию в добровольном негосударственном пенсионном обеспечении.

Михаил Алехин, кандидат экономических наук
(21.04.2003 - C.35-38 (Журнал "Профессиональные и льготные пенсии").

comments powered by Disqus