Фонды

Негосударственные пенсионные фонды рискуют пролететь мимо пенсионной кассы

Реформируя правительство перед выборами, президент России Владимир Путин руководствовался стремлением не лишать страну управляемости в период, когда кабинет министров должен сложить свои полномочия к ногам вновь избранного главы государства. Упраздненные министерства и ведомства еще не до конца упразднены, а вновь созданные существуют лишь на бумаге. Это порождает проблемы в самых разных сферах жизни страны. И, естественно, тормозит практическое осуществление реформ, уже намеченных прежним правительством.

Благими намерениями, как известно со времен Данте (а может быть, и до него), вымощена дорога в ад. Реформируя правительство перед выборами, президент России Владимир Путин руководствовался стремлением не лишать страну управляемости в период, когда кабинет министров должен сложить свои полномочия к ногам вновь избранного главы государства. На деле же выясняется, что на несколько месяцев настал период не то двоевластия, не то междуцарствия. Упраздненные министерства и ведомства еще не до конца упразднены, а вновь созданные существуют лишь на бумаге. Это порождает проблемы в самых разных сферах жизни страны. И, естественно, тормозит практическое осуществление реформ, уже намеченных прежним правительством.

Для того чтобы негосударственные пенсионные фонды (НПФ) смогли получить допуск к работе с накоплениями будущих пенсионеров, необходимо принять около 30 нормативных актов. Но принимать их пока некому, поскольку прежнее Министерство труда и социального развития упразднено с 10 марта, а новое Министерство здравоохранения и социального развития существует лишь на бумаге. Об этом заявил во вторник, 16 марта, руководитель Инспекции НПФ при Минтруда Вячеслав Батаев на конференции "Пенсионная реформа из первых уст", прошедшей в российской столице.

По словам чиновника, представлявшего формально упраздненное ведомство, около сотни НПФ из 284 существующих в России могут получить допуск к деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Они формально соответствуют требованиям, предъявляемым к фондам, претендующим на работу с накоплениями будущих пенсионеров. Однако это всего лишь необходимое условие, но не достаточное. Для его реализации требуется принять еще около трех десятков постановлений, инструкций и т.п.

По словам Вячеслава Батаева, документы уже подготовлены, но не могут быть изданы, поскольку формально отсутствует ведомство, на бланке которого "они должны быть напечатаны". Само Минтруда принимать нормативные акты уже не может. Новое министерство находится в стадии формирования: не определены детально функции, полномочия, штаты. Неразбериха столь сильна, что сам Вячеслав Батаев полагает, что необходимые документы должны быть изданы Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), к которой отошли функции Минтруда по контролю за операциями НПФ. Но это, скорее всего, неверно.

Напомним, что в соответствии с указом президента от 9 марта правовое регулирование в установленной сфере деятельности могут осуществлять только министерства. Службы имеют право издавать только индивидуальные правовые акты. С другой стороны, кому отошли нормотворческие функции упраздненной ФКЦБ, пока не ясно. Но, вероятнее всего, пенсионная реформа все-таки останется целиком и полностью в ведении нового "Минздравсоцразвития".

От этого, впрочем, частным фондам не легче. Для того чтобы НПФ получили реальный доступ к пенсионным деньгам, все нормативные акты должны быть изданы и опубликованы до 30 июня. Но пока новое министерство существует только на бумаге. Для реального же упразднения старых Минздрава и Минтруда предстоит создать ликвидационные комиссии. Необходимо также разработать концепцию нового министерства: штаты, финансирование, разделить направления работы. Об этом заявил журналистам Владимир Вьюницкий, работающий советником нового министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова в Пенсионном фонде России. По его словам, реорганизованное министерство заработает в полную силу в лучшем случае к лету нынешнего года.

При этом остается неясным, в каком направлении будет развиваться ведомственное нормотворчество при новом руководителе. Михаил Зурабов в бытность главой Пенсионного фонда России прославился более чем осторожным отношениям к участию частного сектора в пенсионной реформе. Вряд ли новое назначение привело к радикальной смене взглядов. Да и курировать Пенсионный фонд России Михаил Зурабов будет по-прежнему.

Иначе говоря, если НПФ в нынешнем году, фигурально выражаясь, пролетят мимо кассы, произойдет это по причинам не экономическим, а исключительно бюрократическим. Частным фондам при крупных российских холдингах не составит труда привлечь к себе средства тысяч и тысяч застрахованных для этого вполне достаточно административных рычагов, и нечто подобное наблюдалось уже в процессе передачи пенсионных денег под управление негосударственных управляющих компаний. Но если подведет нормативная база, НПФ останутся не у дел. А там, глядь, и граждане "привыкнут" к попечению государства.

Владимир Федорцов, Отдел экономики, RBC Daily

comments powered by Disqus