Фонды

Ударная осень пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды, в этом году вступившие в борьбу за пенсионные накопления россиян, продемонстрировали чудеса оперативности. Меньше месяца им понадобилось, чтобы переманить на свою сторону несколько сотен тысяч соотечественников.

Негосударственные пенсионные фонды, в этом году вступившие в борьбу за пенсионные накопления россиян, продемонстрировали чудеса оперативности. Меньше месяца им понадобилось, чтобы переманить на свою сторону несколько сотен тысяч соотечественников.

На рынке мало кто верил в успех второй по счету пенсионной кампании — слишком много неприятных сюрпризов свалилось на головы управляющих и НПФ. Главную проблему создал Пенсионный фонд (ПФР), так затянувший подписание договоров с банками-агентами, что заверять подписи они начали в середине сентября. Сами фонды долго не могли сообщить чиновникам о заключенных договорах из-за отсутствия официальной формы для этого. В итоге связь была налажена лишь 25 сентября — за неделю до завершения пенсионных выборов. Все шло к провалу, и предварительная статистика, обнародованная в середине сентября зампредом Пенсионного фонда Александром Черноиваном, лишь подтвердила опасения рынка. За две недели до окончания приема заявлений передать свои накопления НПФ решились всего 4000 человек. Черноиван, правда, напомнил, что в 2003 г. (когда в выборах участвовали лишь управляющие компании) около 95% заявлений было оформлено в последние 10 дней. Чиновник как в воду глядел.

В пятницу замначальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями Федеральной службы по фондовым рынкам (ФСФР) Михаил Аранжереев сообщил о поступлении от НПФ около 168 000 уведомлений о заключении договоров. Это предварительные данные, добавил он, и в ближайшие дни цифра может существенно возрасти. Например, от пенсионного фонда “ЛУКОЙЛа” (“ЛУКОЙЛ-Гаранта”) ФСФР получила чуть более 46 000 уведомлений, хотя его руководство говорит о заключении 65 000 договоров. Не до конца отчитались и другие НПФ, отметил Аранжереев.

В “Газфонде”, обслуживающем пенсионные программы “Газпрома”, обещают огласить итоги кампании лишь в начале ноября. “У нас каждый день приходят мешки [с новыми документами]”, — пояснил один из сотрудников НПФ, добавив, что количество заключенных договоров будет измеряться десятками тысяч. Затруднились озвучить полученные результаты и в “Благосостоянии”, обслуживающем железнодорожников. А вот “Промагрофонд”, по словам его гендиректора Андрея Неверова, выбрали 8750 человек. Часть договоров может не пройти цензуры ПФР, но, надеется Неверов, будет отсеяно не более 1%.

Результаты очень хорошие, ведь фонды могли привлекать клиентов всего несколько дней, говорит первый вице-президент НПФ “Интеррос-Достоинство” Сергей Кабалкин. В 2003 г. пенсионные выборы длились около трех месяцев, и перейти в частный сектор пожелали 702 000 человек. Кроме того, добавляет Кабалкин, многие фонды надеялись на отсрочку и не слишком торопились. Именно по этой причине, признает он, “Интеррос-Достоинство” заключил всего 520 договоров.

Но в ФСФР не спешат радоваться успехам подопечных: из 77 фондов, получивших право заняться обязательным пенсионным страхованием, обслуживать россиян будет от силы половина — 168 000 договоров с гражданами заключили всего 37 НПФ. Эти фонды серьезно оценили свои возможности, отмечает чиновник, но, чтобы новый бизнес был рентабельным, каждый должен привлечь не менее 100 000 клиентов, а такого не удалось ни одному из участников кампании. НПФ не согласны с расчетами регулятора. “Мы в начале пути, и один человек пока стоит немного, — признает Кабалкин. — Но если сейчас средний остаток на пенсионном счете составляет 5000 руб., то через три года он вырастет до 15 000-20 000 руб., а это уже приличная сумма”. Фонд в 10-15 млн руб. не такой уж и маленький, соглашается Неверов. А исполнительный директор НПФ “Райффайзен” Евгений Якушев отмечает, что 1148 проголосовавших за фонд клиентов — это в основном россияне с максимальными остатками на пенсионных счетах. “В итоге все зависит от объема привлеченных средств”, — соглашается начальник Аранжереева Александр Бескровный.

Самые большие расходы фонд несет вначале, при вовлечении клиента в систему, отмечает Кабалкин. По его оценкам, стартовые затраты на одного человека составляют до $10, а на ежегодное обслуживание — не более $1-2. Поэтому, считает Кабалкин, уже 10 000-15 000 участников достаточно для создания “относительно дешевой” системы. Система вполне жизнеспособна, даже если она обслуживает всего 5000 человек, убежден Неверов, который делает ставку на сотрудников компаний — партнеров фонда, поэтому новые клиенты обошлись ему недорого (в $1,5-2). Пенсионный фонд — долгосрочный проект и оценивать его рентабельность по первому году преждевременно, резюмирует Якушев.

comments powered by Disqus