Рост российского кинорынка привлек внимание банковских структур. Как стало известно РБК daily, банк РФА создал дочернее предприятие, которое в ближайшее время образует закрытый ПИФ «Кинофонд» размером почти 10 млн долл. Фонд будет инвестировать в кинопроизводство и приобретать права на фильмы. Участники рынка отмечают, что первый киноПИФ позволит инвесторам уменьшить свои риски.
Акционерный коммерческий банк «Русский финансовый альянс» (РФА) зарегистрирован 26 августа 1992 года. Активы банка на 1 сентября 2007 года составили 347,4 млн руб.
Как рассказал директор по развитию дочерней компании банка РФА, управляющей компании «Агентство инвестиций РФА», Яков Резник, компания собирается в ближайшее время создать закрытый ПИФ «Кинофонд». Сейчас УК ведет переговоры с инвестиционной группой «Центр Решений» и другими инвесткомпаниями. По словам г-на Резника, идут переговоры с компаниями, которые выступят андеррайтерами. Размер «Кинофонда» должен составить около 10 млн долл., эти деньги компания планирует инвестировать в кинопроизводство, а также в приобретение киноправ. «Мы планируем заходить в кинопроект уже на стадии производства и будем выделять не более 30% от бюджета картины», — уточняет г-н Резник. Он отмечает, что в банке сочли, что российское кино может существовать как доходный коммерческий продукт. «Кинобизнес сейчас один из самых бурно развивающихся рынков — он растет на 30% в год. Но зачастую этот рынок отпугивает инвесторов тем, что затруднен механизм правильного вложения средств и непонятны способы управления этим бизнесом», — говорит г-н Резник. Он считает, что созданный ПИФ позволит инвесторам не только получить прибыль от вложенных средств, но и диверсифицировать риски за счет того, что будет финансировать одновременно несколько проектов. Кроме того, ПИФ позволяет участвовать в кинопроизводстве частным некрупным инвесторам, отмечает г-н Резник.
По его словам, учредители РФА и сами участвуют в кинобизнесе: в начале этого года совместно с продюсером Еленой Яцура они создали компанию Lets Imagine. Сейчас компании принадлежат права на три фильма и доли еще в 12. В производстве находятся три картины общим бюджетом более 11 млн долл., в том числе проекты с рабочими названиями «Беляев» и «Огни притона». Стороны не разглашают своих долей. По словам г-жи Яцура, ее доля в компании — права, которыми она владеет. Она отмечает, что Lets Imagine будет ежегодно производить 5—7 собственных фильмов, а также участвовать в качестве партнера в других кинопроектах.
Гендиректор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Валерий Петров считает, что идея создания киноПИФа «близка к гениальности», если не возникнет проблем юридического характера. «Кинопроизводство — циклический процесс, поэтому здесь как нельзя лучше срабатывает механизм, заложенный в ЗПИФ: пока деньги находятся в фонде, 24% налога на прибыль не платятся», — поясняет г-н Петров. Так, если прибыль от инвестиций вне ЗПИФа составила 10 млн долл., то инвесторы должны были бы заплатить до 2,4 млн долл. налога. А если инвесторы оставят вырученные деньги в ЗПИФе, то смогут инвестировать их в производство следующего фильма без уплаты налога на прибыль, подсчитывает г-н Петров. Он отмечает, что подобный механизм активно используют при финансировании строительства.
А владелец компании «Синема-инвест» Эдуард Пичугин говорит, что при всех крупных голливудских киностудиях существуют подобные фонды, в которых участвуют и сами мейджоры. «Но для России это новая история, им придется создавать прецедент, а первопроходцам всегда тяжело, особенно в кинобизнесе. Создание такой структуры — первый признак цивилизованного развития индустрии. Думаю, следующий шаг — создание инвестфондов, которые будут целенаправленно вкладываться в кино».