Концепция развития финансового рынка России до 2020 года представлена во вторник участникам парламентских слушаний думского комитета по финансовому рынку «Законодательное обеспечение стратегического развития и укрепления финансового сектора России», которые проходят во вторник в Малом зале нижней палаты.
В начале текущего года Ассоциация региональных банков России (президент Ассоциации – член комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков) совместно с экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА» выступили с масштабной инициативой – взглянуть на проблемы и перспективы российской финансовой системы в целом. В результате была подготовлена масштабная Концепция развития финансового рынка России до 2020 года, по сути включающая в себя стратегии развития отдельных секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного). По мнению авторов концепции, создание в России мощного финансового центра возможно лишь при объединении усилий финансистов, экономистов и юристов.
Цель Концепции состоит в том, чтобы «втащить» на финансовый рынок огромные имущественные активы, сконцентрированные в иных секторах экономики, но до сих пор не получившие надлежащей рыночной оценки либо намеренно выведенные государством с финансового рынка. Источниками (драйверами) роста в сценарии прорыва, описанном в концепции, являются: средства государственных фондов (в качестве катализатора, преобладают в первые три года); долгосрочные ресурсы (секьюритизация, рынок ценных бумаг, ипотечные ценные бумаги, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках). При этом рынок ипотечного кредитования оказывается лакмусовой бумажкой успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов.
Также источниками роста названа капитализация нефинансовых активов (залоги, права собственности, оформление прав на недра и иные природные ресурсы и вовлечение их финансовый оборот); кратное повышение доступности финансовых услуг (расширение клиентской базы, создание систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, МФО, операторов связи и т.д.). Повышение финансовой грамотности населения; внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг); снятие избыточных административных барьеров (ограничения регулирования) и дифференциация регулирования в банковском секторе (установление иерархии регулирования: банки развития, государственные банки, федеральные многофилиальные частные банки, региональные малые и средние банки, кредитные кооперативы и МФО, нефинансовые организации – банковские агенты); повышение роли национальной валюты; тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора; отказ от практики аутсорсинга финансовой системы (трансграничное оказание финансовых услуг различным группам российских клиентов).
«Мы не раз убеждались в том, что субъективный фактор, моральный настрой имеют на финансовом рынке огромное значение, будь то потребительское кредитование или рынок акций. Финансовые услуги должны быть понятны и доступны простым людям» – указали авторы концепции.
Организаторы парламентских слушаний подготовили объемные рекомендации, в которых правительству предлагается использовать концепцию развития финансового рынка России до 2020 года при подготовке отраслевых государственных стратегий средне- и долгосрочного развития отдельных сегментов финансового сектора. Правительству также предлагается принять концепцию почтово-банковских услуг с использованием потенциала сети ФГУП «Почта России», разработать законодательные поправки, регламентирующие привлечение нефинансовых организаций для оказания банковских услуг по агентской схеме. Парламенту предлагается ускорить принятие законов о потребительском кредитовании и о секьюритизации. Центробанку напоминают о необходимости расширить доступ к системе рефинансирования коммерческих банков, стимулировать синдицированное кредитование, снизить требования по обязательным нормативам в отношении кредитных организаций – эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, а также разработать пруденциальные нормы, распространяющиеся на эмитентов предоплаченных финансовых инструментов.
Polit.ru