В борьбе за пенсионные накопления населения управляющие компании выступают в лучших традициях отечественного бизнеса. Пытаясь потеснить конкурентов, прежде всего государственный Внешэкономбанк, некоторые из них решили сыграть на слабости россиян и предложили им бесплатные лотереи.
Список призов способен расшевелить самого ленивого - компании разыгрывают бытовую технику, карманные компьютеры и даже автомобиль. Самый удачливый клиент УК "ВИКА", например, может сесть за руль "десятки", а "ФИНАМ Менеджмента" - "Жигулей" 12-й модели. По словам первого заместителя гендиректора "ВИКА" Эдуарда Колузанова, призовой фонд розыгрыша компании составляет около $50 000. Гендиректор "ФИНАМ Менеджмента" Максим Кузин назвать призовой фонд затруднился.
Но даже это не помогает управляющим привлекать будущих пенсионеров. По данным ПФР, пока перейти в частный сектор пожелали всего 100 000 из 40 млн участвующих в пенсионной системе россиян - правда, без учета заявлений, собранных банками-агентами. Это означает, что при средней накопительной части пенсий в 1000 руб. 55 отобранных управляющих в следующем году получат не более чем $3,4 млн.
Организаторам же лотерей, чтобы окупить приличные затраты, придется перетащить под свое управление как минимум $3 млн накоплений. Очевидно, что убытки на несколько лет вперед им гарантированы, тем более что проводить розыгрыши они собираются ежегодно. Но и сами они, похоже, играют "вдолгую". Колузанов не ждет реальной отдачи в этом году. "Пенсионная реформа рассчитана на много-много лет", - вторит ему Кузин.
Ведомости
Комментарий FundsHub.ru:
Следует добавить, что «Ведомости» не упомянули еще одну УК, принадлежащую Банку Москвы, «Пенсионный резерв», за выбор которой также обещают разные подарки и в том числе розыгрыш автомобиля.
Кроме того, мы отмечали некоторую специфику регламента таких лотерей. Ведь УК в принципе не будут знать поименно всех своих вкладчиков – ПФР переводит им средства обезличенно одним «куском». УК предлагают снять копию с заявления и направить ее в УК для участия в лотерее. Это позволит таким образом идентифицировать свою клиентскую базу. В этом плане такой способ привлечения может оказаться очень полезным.
Следует отметить, что данный вид промоушна, вряд ли приживется на пенсионном рынке. Тот же Александр Починок на пенсионных конференциях с трибуны заявлял, что не допустит розыгрышей стиральных машинок для привлечения людей в негосударственные пенсионные фонды. УК находятся вне его компетенции, но, скорее всего, им также придется в будущем отказаться от лотерей.