Рынок

Опыт проведения реформы постсоветской пенсионной системы: Беларусь

image

Несмотря на медленные темпы пенсионной реформы в Беларуси, в некоторых вопросах пенсионного страхования эта страна обогнала Россию.

Несмотря на медленные темпы пенсионной реформы в Беларуси, в некоторых вопросах пенсионного страхования эта страна обогнала Россию. Такое мнение высказал председатель наблюдательного совета ОАО "Белорусский народный страховой пенсионный фонд" Игорь КОВАЛЕВ, комментируя состояние и перспективы развития пенсионного страхования в Беларуси.

Увеличение пенсионного возраста необходимо

В Беларуси в 1997 г. была разработана концепция пенсионной реформы, которая, по мнению И. Ковалева, особо не отличается от российской. От РФ мы отстаем с точки зрения развития пенсионной реформы, которую надо проводить, тогда как мы только смотрим на соседей.

В соответствии с концепцией, в Беларуси должна быть создана трехуровневая пенсионная система. Первый уровень - это государственное распределительное страхование, аналогичное существующему сейчас. Второй уровень - государственная накопительная система. Третий уровень - система добровольного накопительного страхования, которая должна состоять из двух частей, формируемых из выплат работодателя и работника. Соотношение между ними может быть различным. У нас установлено, что работодатель может отчислять не более 8% от фонда оплата труда и не более 2 базовых величин на человека.

При возможном участии человека во всех трех уровнях у него формируются пенсионные накопления, которые позволят ему получать пенсию из трех источников. В настоящий момент в Беларуси функционирует первый уровень, формируется третий и идет работа по подготовке второго, в рамках реализации которого все уже столкнулись с персонификацией учета, - это нас с вами пока еще только "посчитают", а потом на основании этих данных каждому будут открыты пенсионные счета, куда в дальнейшем будут поступать пенсионные сбережения.

У накопительной системы есть свои недостатки, в частности, она подвержена повышенному риску невозврата и обесценивания накоплений. Но главная проблема, которая препятствует ее развитию в нашей стране, по мнению И. Ковалева, состоит в том, что содержание двух систем увеличивает нагрузку на работодателя, который и так сейчас выплачивает значительные суммы на соцстрах - 35% от фонда заработной платы, из которых только 28% идут собственно на уплату пенсий.

По мнению И. Ковалева, чтобы решить эту проблему, необходимо увеличивать пенсионный возраст. После перехода части плательщиков на накопительный принцип у распределительного пенсионного фонда уменьшатся поступления, а обязательства платить пенсию нынешним пенсионерам с него никто не снимет. Это значит, что необходим сторонний источник финансирования нынешних пенсионеров и тех, кто в ближайшие годы будет выходить на пенсию, ведь что-то существенное собрать за несколько лет участия в накопительной системе невозможно. Для осуществления таких выплат нужно создать некоторый фонд. Подобный фонд может быть создан разными способами. В Польше для этого использовались доходы от приватизации, и это социально справедливо, так как существующие предприятия и инфраструктура строились на средства тех людей, которые сейчас стали пенсионерами.

В целом, считает И. Ковалев, в области добровольного пенсионного страхования мы продвинулись дальше России. Там очень большие суммы затрачиваются на пенсионное страхование, но это в основном зарплатные схемы, когда предприятия таким образом выплачивают работникам зарплату, экономя на налогах. В РФ только с текущего года вводится ограничение на сроки страхования, равное 5 годам, тогда как у нас минимальный срок 3 года действует с 1993 г.

От рублей к валюте

С 1997 по 2002 гг. взносы по страхованию в Беларуси относились на себестоимость и не облагались налогом на прибыль, поэтому предприятиям было выгодно отчислять работникам пенсионные взносы. Вводились пенсии, например, за пять лет до окончания работы либо для отдельных категорий работников. Некоторые предприятия страховали весь коллектив ("Беларуськалий").

Однако с начала 2003 г. это правило было отменено, в связи с чем расходы на страхование резко возросли и у многих предприятий возникли проблемы. Страховые выплаты были предусмотрены коллективными договорами, и просто отказаться от них было невозможно. Но, по словам И. Ковалева, в настоящее время подготовлен проект декрета президента РБ об отмене данного решения.

Добровольное пенсионное страхование в Беларуси осуществляется в белорусских рублях, что очень долго сдерживало развитие этого вида страхования. Только в последние 3 года число желающих значительно возросло в связи с установлением положительной ставки по рублевым вкладам. Хранить деньги в рублях стало выгодно.

Но все равно возможность накапливать средства в иностранной валюте кажется довольно привлекательной. И она скоро появится. Несколько месяцев назад Белорусский народный пенсионный фонд получил лицензию на осуществление страхования за валюту и в ближайшее время начинает эту деятельность. Фонд собирается заключить договор с АСБ "Беларусбанк", что позволит осуществлять ежемесячные платежи через его отделения.

Потребность в страховании за валюту в Беларуси есть, о чем говорит и деятельность различных иностранных компаний, продающих страховые полисы для белорусских граждан.

Введение страхования пенсий за валюту осложняется существованием ряда нерешенных проблем.Так, в частности, пенсионному фонду придется продавать часть поступившей валюты на бирже. При этом полученные средства в валюте будут храниться в ценных бумагах и других активах, номинированных также в валюте, конверсионные операции не предусмотрены. Выбора валюты вклада также пока не будет.

За основу пенсионного полиса фонда взят страховой полис российской железной дороги 100-летней давности. Сравнение действовавших тогда правил пенсионного страхования с современными показывает, что 100 лет назад в России правила были более прогрессивными, чем сейчас.

Виды дополнительных пенсий

В Белорусском народном пенсионном страховом фонде существуют два вида вкладов: по определенному размеру пенсии к моменту выхода и по определенной величине отчислений. Выплаты пенсии могут осуществляться по выбору человека - в течение нескольких лет или пожизненно.

Так, например, если мужчина в возрасте 34 лет хочет по достижении пенсионного возраста получать дополнительную пенсию пожизненно в размере около 100 USD, то ему необходимо ежемесячно делать в пенсионный фонд взносы в размере 25 USD. Если же вносить по 10 USD в течение 20 лет, то это обеспечит ему пожизненную пенсию в 26,55 USD ежемесячно и сумму в 3.993, 09 USD на счете.

Следует учитывать, что пенсионный полис значительно отличается от банковских вкладов. Человек имеет право забрать деньги с полиса, но при этом ему придется заплатить штраф. Величина дохода на собираемые средства устанавливается заранее. По валютным полисам это, например, 5% годовых с капитализацией за 10 лет. Если будет получен дополнительный доход, то пенсионерам должна выплачиваться специальная премия.

Вложения - тоже проблема

Проблемой белорусского пенсионного страхования является, по словам И. Ковалева, как ни странно, и размещение средств. Так, Белорусский народный пенсионный страховой фонд, например, не может разместить 100 тыс. USD даже на 5 лет. И это при том, что у него есть деньги даже на 10 лет под 7-8% годовых. Банки отказываются брать подобные ресурсы - для них это слишком длительный срок.

Способы вложения средств еще до недавнего времени были довольно ограниченны. Белорусские страховые компании могли инвестировать средства в государственные ценные бумаги, депозиты и ценные бумаги коммерческих банков.

Возможности расширяются только сейчас в связи с выходом Постановления Совета министров N 800 от 16 июня 2003 г., которым утвержден новый порядок инвестирования страховыми организациями средств страховых резервов. В соответствии с новым порядком, страховые резервы разрешено размещать не только в государственных ценных бумагах, но и в ценных бумагах юридических лиц, в том числе банков, кроме акций страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также векселей, за исключением векселей банков.

Разрешено вкладывать средства в драгоценные металлы, а также в недвижимость (за исключением жилых помещений).

Какой-либо специальной системы гарантий для пенсионных компаний в Беларуси нет, но их деятельность находится под жестким контролем государства. На расходы фонда может быть потрачено только 3-5% от полученных страховых взносов. Резервы нельзя использовать в коммерческих целях.

Перспективы пенсионного страхования велики. В советские времена страхование жизни составляло около 50% от всех сборов. У нас сейчас его вклад - около 2%.

По оценке И. Ковалева, сумма сборов на страхование пенсий и жизни (кроме страхования от несчастных случаев) в Беларуси может составить 100-120 млрд. BYR в год, если будут созданы нормальные условия.

Пока же объемы привлекаемых средств невелики. Крупнейшая компания, занимающаяся пенсионным страхованием, - это ОАО "Белорусский народный страховой пенсионный фонд". В настоящее время в нем открыто порядка 30 тыс. счетов граждан, а сумма страховых резервов превысила 4, 2 млрд. BYR. Вторым по величине в Беларуси является пенсионный фонд "Вест", созданный в свое время с участием профсоюзов. Но сумма собранных им страховых взносов на начало года еще не достигла и 1 млрд. BYR. При Белгосстрахе недавно создана компания "Стравита", однако у Белгосстраха существуют проблемы, связанные с долгами по страхованию жизни, образовавшимися в 1991-1992 гг., величина которых, по примерной оценке, составляет 300 млрд. BYR. Впрочем, сейчас белорусские страховые компании работают надежно - в страховой отрасли Беларуси не было ни одного банкротства.

Владимир Тарасов, "Белорусский рынок"

comments powered by Disqus