Рынок

Реформа продолжается: Казахстан разрабатывает Программу развития накопительной пенсионной системы на 2005-2007 годы

Казахстанская пенсионная реформа, несмотря на ее успешность, нуждается в коррективах. Новая стратегия развития накопительной системы является логическим продолжением того, что уже сделано за семь лет.

Системного кризиса в пенсионной накопительной системе нет. В этом абсолютно уверена заместитель председателя Агентства финансового надзора (АФН) Елена Бахмутова. По ее мнению, существует лишь озабоченность финансовыми результатами работы накопительных фондов. Именно поэтому АФН как регулятор рынка намерен изменить подходы к оценке пенсионных активов, стимулировать инвестиции в долгосрочные финансовые инструменты, а также совершенствовать механизмы по управлению рисками.

- Елена Леонидовна, за семь лет пенсионной реформы впервые разрабатывается такой глобальный проект, как Программа развития накопительной пенсионной системы на 2005-2007 годы. Чем это вызвано?

- На определенном этапе развития любого рынка всегда наступает момент, когда требуется внести коррективы, наметить пути развития. В частности, мы, как регулирующий орган, озабочены тем, что наблюдается устойчивая отрицательная реальная доходность у всех НПФ, нарастает разрыв между темпом роста пенсионных накоплений и объемом предложений финансовых инструментов на рынке. Часть вопросов, которые нужно решать, находятся вне компетенции нашего агентства. Потому и возникла необходимость разработки программы накопительной пенсионной системы на среднесрочный период.

- Какие принципиально важные моменты, на ваш взгляд, заложены в новой стратегии развития накопительной пенсионной системы?

- Самое главное в настоящий момент - обеспечить институциональных инвесторов, к которым относятся и пенсионные фонды, достаточным количеством качественных внутренних финансовых инструментов. Но данная цель недостижима без полноценного функционирования фондового рынка. Для этого потенциальные эмитенты должны перейти на международные стандарты финансовой отчетности, практиковать представление аудиторских отчетов, обеспечить прозрачность собственности и своего бизнеса, то есть в целом завоевать доверие инвесторов, которые вложили либо вложат свои деньги. Кроме того, должна идти речь и об активизации рынка акций, в том числе путем приватизации или дополнительного выпуска акций национальных компаний, а также их дочерних организаций. Но мало того, чтобы они просто вышли на фондовый рынок, нужно, чтобы их акции имели обращение. В противном случае будет то же самое, что произошло с голубыми фишками: их купят и будут держать стратегические инвесторы. И пенсионные фонды тогда ничего не получат. Поэтому в программе развития ценных бумаг есть предложение, воспринятое участниками с осторожностью, но без реализации которого будет трудно активизировать рынок акций. Речь идет о требовании свободного обращения акций среди мелких акционеров либо институциональных инвесторов в размере не менее 25 процентов от объема выпуска для компаний, акции которых включены в листинг "А" фондовой биржи. Данная норма будет вводиться поэтапно, начиная с 2006 года.

- Когда государство начнет выпускать долгосрочные ценные бумаги, индексированные по инфляции, которые можно будет размещать среди пенсионных фондов?

- Министерство финансов обещает, что уже в первом квартале 2005 года начнет публиковать графики выпуска ЦБ. После публикации этих графиков, наверное, и станет ясно, когда и в каком объеме будут выпускаться индексированные по инфляции облигации.

- А вот хеджирование рисков, о котором много говорится. Пенсионные фонды смогут получить производные инструменты?

- Необходимые поправки в закон о пенсионном обеспечении уже внесены в мажилис в пакете поправок в законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, но это скорее формальные требования. Проблема все же в недостаточном развитии фондового рынка и рынка акций в частности. Поэтому ждать существенного изменения ситуации в ближайшее время сложно. Хотя этот вопрос мы активно обсуждаем и с биржей, и с участниками финансового рынка. По крайней мере необходимую нормативную базу мы планируем разработать уже в начале будущего года

- Миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка, изучавшая стабильность финансового сектора, обратила внимание на то, что инвестиционные стратегии пенсионных фондов нацелены на высокие доходы и краткосрочные инвестиции.

- По этой причине мы хотим стимулировать нахождение в портфеле пенсионных фондов долгосрочных финансовых инструментов. Идея рыночной оценки, которая была внедрена, хороша на определенном этапе. Но теперь надо идти дальше. Имея в своем портфеле длинные долговые бумаги, фонды должны быть заинтересованы в том, чтобы получить по ним максимально возможную доходность за весь период. Сейчас же управляющие компании, ориентируясь на текущую рыночную стоимость, могут продавать такие бумаги в погоне за краткосрочной доходностью пенсионных активов.

Выход мы видим в том, чтобы пересмотреть методики оценки финансовых инструментов портфелей НПФ и доходности пенсионных активов. Портфель пенсионных активов будет разделен на две категории - "инвестиции, удерживаемые до погашения" и "финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи". То есть это практически 39-й стандарт МСФО, который мы хотим в полной мере реализовать для пенсионных фондов с тем, чтобы приблизить их учетную политику к интересам вкладчиков.

И еще один существенный момент - это изменение подходов к оценке доходности пенсионных активов. Вокруг этого, по сути регуляторного требования оценки управляющих компаний, наблюдается нездоровый ажиотаж. Правильно замечают участники рынка, что есть реальные потери и есть бумажные потери. Так, потери по акциям или долгосрочным долговым бумагам надежных иностранных эмитентов по причине укрепления тенге можно отнести, скорее, к бумажным потерям, поскольку через 10-15 лет, когда люди будут выходить на пенсию, ситуация на валютном рынке может быть иной. Суть предлагаемых изменений в том, что оцениваться доходность по пенсионному фонду будет не за 12, а за истекшие 36 месяцев. Кроме того, поменяются и критерии оценок. Сегодня идет оценка по реальному доходу, то есть номинальный доход за минусом инфляции. Поскольку управляющие компании не могут воздействовать на уровень инфляции, для сопоставимости результатов их деятельности будет применяться уровень средневзвешенной номинальной доходности по всем накопительным пенсионным фондам за истекшие 36 месяцев.

- Значит, первые итоги работы пенсионных фондов мы подведем только через три года?

- Переходный период будет напряженным для управляющих компаний. Изменения в пруденциальные нормативы для управляющих компаний предполагается ввести со второго квартала будущего года, после чего доходность будет пересчитана за 36 истекших месяцев.

- Один из самых главных рисков в пенсионной системе - то, что собственный капитал НПФ растет не так быстро, как пенсионные активы.

- Уже со второго квартала 2005 года мы планируем ввести новые требования по капиталу, в частности, для управляющих компаний и для пенсионных фондов, которые самостоятельно занимаются управлением активами. Их капитал будет зависеть от качества финансовых инструментов, в которые вложены в пенсионные активы. Чем хуже характеристики финансового инструмента, тем больше это потребует капитала. Безусловно, это не прямая, а опосредованная зависимость.

- Можно ли предметно говорить о размерах?

- Размеры сильно не поменяются, это скорее работа на перспективу, когда появится больше возможностей для вложений. Каких-либо дополнительных требований в абсолютном выражении не будет. Просто каждый финансовый инструмент будет взвешиваться в зависимости от риска дефолта, который несет в себе этот инструмент. Причем коэффициенты дефолта мы брали по аналогии шкалы рисков дефолта рейтинговой компании Standart&Poor's.

- В Чили, чью пенсионную систему мы взяли за образец, существуют так называемые инвестиционные планы для различных категорий вкладчиков. У нас тоже это будет?

- Но в Чили, заметьте, в течение первых семи лет фонды вкладывались только в государственные ценные бумаги! Для того чтобы ввести индивидуальные планы, должен быть достаточно широкий выбор инструментов. Например, вкладчики предпенсионного возраста объективно захотят иметь более консервативный портфель, чем молодые вкладчики, которые предпочтут некоторый риск, но и больший доход в перспективе. Идея хорошая, но она требует тщательного и детального обдумывания - пожалуй, в ближайшие три года она в полной мере реализована не будет.

- АФН будет предпринимать какие-то меры по совершенствованию системы управления рисками?

- Такую задачу поставил глава государства на последнем конгрессе финансистов. Наши банки уже предметно и последовательно занимаются внедрением систем управления рисками, и мы намерены способствовать внедрению подобных систем во всех финансовых организациях, в том числе и в пенсионных фондах и управляющих компаниях. Но сразу хочу сказать, такая задача в один день не решается. В банковском секторе это делалось поэтапно, и такой же подход предлагается сохранить в других секторах: сначала это будут рекомендации и только потом - требования. Эта работа начнется уже в 2005 году.

- Кстати, некоторые банковские группы уже объявили о том, что собираются вводить риск-менеджмент в своих пенсионных фондах.

- Да, банковский опыт с некоторыми коррективами может быть успешно перенесен в пенсионные фонды.

- В условиях дефицита финансовых инструментов вам все-таки приходится идти на какие-то уступки участникам рынка, в частности, по отдельным инструментам, на которых они настаивали в свое время. Но не всегда же вы с ними соглашаетесь?

- Иногда логика участников системы нам непонятна. Например, они настаивают на том, чтобы АФН разрешило делать прямые инвестиции в недвижимость или позволило класть пенсионные деньги на депозиты в иностранные банки. Но, представьте себе, с начала года тенге по отношению к доллару укрепился на 9,2 процента и если вложиться в иностранный банк в долларах, который дает один процент в номинале, какие потери будут в тенге. Точно так же, из-за высоких рисков нельзя напрямую вкладываться в недвижимость. Но через инвестфонды - пожалуйста. Пока своих открытых инвестиционных фондов в Казахстане нет, но уже разрешено вкладываться в иностранные, при наличии у них определенного рейтинга.

- Но они еще не пользуются этой возможностью?

- Пока нет. Возможно, иностранные фонды дают недостаточную с точки зрения управляющих компаний доходность или пока не хватает опыта для работы с такими инструментами.

- А в российские паевые фонды тоже можно вкладываться?

- У российских паевых фондов нет необходимого для таких инвестиций рейтинга.

- А что касается предложений вкладывать пенсионные активы в листинг "В"?

- Это тупиковый вариант. Если у нас листинг "А" - еще не показатель кредитного риска эмитентов и инструментов, то что характеризует листинг "B"? Вхождение в эту категорию листинга не отражает ни ликвидности, ни риска. Мы предлагаем другой путь. В частности, разрешить инвестиции в ценные бумаги отечественных эмитентов, если они имеют международный рейтинг "BB" или рейтинг "А" по национальной шкале Standart&Poor's без требования по включению этих бумаг в листинг фондовой биржи. Это позволит перейти к качественной оценке бумаг, к использованию рейтинговых оценок по национальной шкале. Эти изменения, а также ряд других поправок в правила инвестирования пенсионных активов предполагается рассмотреть на ближайшем правлении агентства и, возможно, они будут введены в действие уже с первого апреля.

- Не кажется ли вам, что вы формируете слишком осторожную инвестиционную политику?

- Нужно понимать, что главная цель пенсионных фондов - сохранить накопления вкладчиков для обеспечения дохода в старости. Поэтому в первую очередь нужно смотреть на надежность финансовых инструментов, а не на сиюминутную бумажную доходность, которую показывает нам статистика.

comments powered by Disqus