Рынок

Буш задумал пенсионную реформу по российским рецептам

Буквально на днях Всемирный банк обнародовал в России свой доклад "Издержки структурных реформ в России", где говорилось о повышении пенсионного возраста в России во избежание резкого увеличения разрыва между заработной платой и пенсией. Связано это с тем, что год от года происходит снижение ставок взносов в пенсионную систему страны. По мнению экспертов банка, даже при самых оптимистичных допущениях, без проведения реформ существующая система пенсионного обеспечения не сможет ликвидировать увеличивающийся разрыв между ростом заработной платы и размером пенсий. По базовому сценарию коэффициент замещения снизится с 33 процентов в 2002 году до 24,4-17,7 процента в 2030 году.

Буквально на днях Всемирный банк обнародовал в России свой доклад "Издержки структурных реформ в России", где говорилось о повышении пенсионного возраста в России во избежание резкого увеличения разрыва между заработной платой и пенсией. Связано это с тем, что год от года происходит снижение ставок взносов в пенсионную систему страны. По мнению экспертов банка, даже при самых оптимистичных допущениях, без проведения реформ существующая система пенсионного обеспечения не сможет ликвидировать увеличивающийся разрыв между ростом заработной платы и размером пенсий. По базовому сценарию коэффициент замещения снизится с 33 процентов в 2002 году до 24,4-17,7 процента в 2030 году.

Один из возможных сценариев, который предложил Всемирный банк для того, чтобы ликвидировать столь серьезный разрыв, - это повышение пенсионного возраста до 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Правда, оговорились эксперты банка, можно продолжать сидеть на месте и ничего не делать, но в этом случае ежегодные расходы бюджета возрастут до 0,25-0,55 процента ВВП к 2020 году и 0,55-0,90 процента ВВП к 2030 году. Однако рост потенциальных расходов будет происходить во всех случаях, предусматривающих снижение ставок взносов. Результаты анализа, который провели эксперты банка, показывают, что изменение доли налогооблагаемого фонда заработной платы в ВВП имеет критически важное значение в определении будущих результатов пенсионной реформы.

Что в свою очередь подчеркивает важность политики, направленной на стабилизацию налогообложения фонда заработной платы и доходов, равно как и устранение различных административных барьеров в экономике, которые сегодня тормозят сокращение доли теневых доходов и заработной платы.

Понятно, что все эти расчеты мало что говорят основному населению страны, кроме одного - через какое-то время "пенсионный ценз" будет повышен до 65 лет. Значит, работать, чтобы заработать себе денег на безбедное существование, придется дольше. Что не могло не вызвать волну негативных эмоций. Тем более что сообщение это появилось как нельзя в более неподходящий момент: проведение реформы ЖКХ и монетизации льгот. В этой связи, на наш взгляд, нельзя не обратиться в решении этой проблемы к опыту других развитых стран. И в первую очередь к опыту США, где пенсионная система всегда являлась оплотом стабильности.

Итак, в свой второй срок пребывания на посту президента Соединенных Штатов Америки Буш пообещал провести крупные реформы системы социального страхования. В своем радиообращении к нации он четко сформулировал эту идею: "Если мы не будем действовать сейчас, то у правительства останется только два варианта: либо сильно урезать пенсионные выплаты, либо существенно увеличить налоги". Обе эти меры не нравятся нации, но, похоже, американцам, так же как и россиянам, придется примириться с неизбежным. Сейчас пенсионные выплаты нынешним пенсионерам, говорится в экономическом докладе президента США конгрессу, финансируют нынешние работники (обратим внимание на то, что и в России на сегодняшний день действует такая же система. - Прим. авт.). Поэтому финансовая стабильность системы соцобеспечения напрямую зависит от демографической ситуации. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости постепенно снизили соотношение работающих граждан и пенсионеров с 16 к 1 в 1950 году до 3,3 к сегодня и с ожидаемым 2 к 1 в 2040 году. При ожидаемых поступлениях и выплатах пенсионная система будет иметь дефицит начиная с 2018 года, а к 2042 году ее активы и резервы будут полностью исчерпаны.

Президент считает, что частью решения по усилению системы соцстраха (помимо увеличения пенсионного возраста. - Прим. авт.) должны стать личные пенсионные счета, куда молодые работающие граждане смогут откладывать часть налога с зарплаты. Личный пенсионный счет всегда будет находится в собственности и под контролем его владельца и позволит накопить сбережения к пенсии, которые правительство не сможет у него отнять. При выходе на пенсию эти деньги станут добавкой к традиционным выплатам, которые обязан платить американский соцстрах. Что характерно для США, но, увы, пока не для россиян, после смерти пенсионера средства со счетов могут быть переведены его родным, включая вдов, детей и внуков. Другими словами, эти деньги можно будет даже получить по наследству.

В свою очередь причину столь резкого перехода к новой пенсионной системе объяснил в своем докладе конгрессу и экс-председатель комиссии экономических советников при президенте Грегори Манкив. По его словам, со старением населения и выходом на пенсию поколения бэйби-бума программы обеспечения пожилых людей будут оказывать все более возрастающее давление на федеральные расходы, увеличивая тем самым дефицит бюджета страны. И президент, подтвердил Г. Манкив, совершенно правильно назвал это "реальной финансовой опасностью".

Финансовая проблема системы социального обеспечения отражает в своей основе два фактора. Первый из них - это демографическая ситуация. В частности, сказал он, по сравнению с прошлыми поколениями нынешние американцы живут дольше и имеют меньше детей. В результате чего доля пожилых людей в обществе постоянно возрастает. Если в 1959 году на каждого пенсионера приходилось 16 работающих граждан, которые делали взносы в пенсионный фонд, то сейчас это соотношение упало до 3,3 к одному пенсионеру. Второй фактора заключается в том, что каждое новое поколение пенсионеров получает больше, чем предыдущее. Связано это с индексацией изначально установленных пенсий к росту зарплат. Так, человек со средней зарплатой, выходящий на пенсию в нынешнем году в возрасте 65 лет, будет получать около 14 тысяч долларов в год. А такой же человек, выходя на пенсию в 2050 году, должен будет получать в нынешних долларах уже 20 тысяч в год. Другими словами, нынешнему 20-летнему работающему гражданину обещана пенсия даже с учетом инфляции на 40 процентов выше, чем сегодняшняя пенсия его бабушек и дедушек.

В принципе, отмечает Манкив, с ситуацией, когда на каждого пенсионера приходится меньше работающих, мог бы справиться экономический рост в стране. Однако те всплески темпов роста, которые можно наблюдать сегодня, не могут "разрулить" эту проблему. Дело в том, что сочетание большого роста пенсий с растущей численностью пожилых людей ставят нацию на неприемлемый путь. В 2018 году расходы на социальное обеспечение превысят налоговые поступления, и с этого времени начнет расти дефицит. А в 2040 году трастовый фонд социального обеспечения будет полностью опустошен и пенсионная система страны попросту обанкротится. Промедление с пенсионной реформой будет только увеличивать налоговую ставку, необходимую для сбалансирования пенсионной системы.

Наша справка

Правила соцстрахования в США не изменятся для тех, кому сейчас 55 лет или больше (до 1950 года рождения).

Согласно плану президента личные пенсионные счета (ЛПС) будут внедряться постепенно. Со временем всем работающим будет позволено откладывать на эти счета 4 процента налога на зарплату. Сначала ежегодные взносы на ЛПС будут ограничены - одна тысяча долларов в 2009 году. Лимит будет повышаться на 100 долларов в год плюс будет еще и рост средней зарплаты с соответствующим ростом налога на зарплату.

ЛПС будут делом добровольным. Работник в любое время может "подписаться" на ЛПС, чтобы на него вносилась часть его/ее налога на зарплату. Работники будут иметь право выбора между несколькими инвестиционными фондами, но не будут иметь права то заводить ЛПС, то снова переходить на традиционную систему. Если, выбрав ЛПС, работник затем передумает, то он сможет инвестировать накопленные средства в государственные облигации, как это делается сейчас в системе соцстраха.

Варианты инвестирования и управления ЛПС будут сходны с теми, что практикуются Пенсионной программой федеральных (государственных) служащих, известной как План экономного накопления (ТСП). Будет создана централизованная административная структура, которая будет собирать взносы на ЛПС, управлять инвестициями, вести учет и помогать забирать вклады после выхода на пенсию. Администрация будет обеспечивать дешевизну инвестирования, удобства для новых инвесторов и своевременное кредитование взносов.

Собирать взносы и управлять счетами будет центральный администратор. Как и в ТСП, менеджеры по управлению личными инвестициями будут выбираться на конкурсной основе.

Центральный администратор будет отвечать на вопросы владельцев счетов и периодически рассылать информацию о балансе счетов.

Центральный администратор будет также обеспечивать взятие денег со счета и оформление ренты.

Как и в ТСП, владельцы ЛПС должны иметь легкий доступ к информации о своих инвестициях и к своим счетам. Они смогут проверять свои счета и оптимизировать инвестиции.

ЛПС будут инвестироваться в ряд консервативных облигационных и акционерных фондов. Будут разработаны инструкции и ограничения, которые обеспечат разумный выбор при инвестировании и не позволят людям тратить деньги с этих счетов на лотереи или тотализатор.

comments powered by Disqus