Рынок

Денис ЧУЙКО: Нужно было направлять все письма через почту

После жесточайшего кризиса российская почта начинает реформироваться. О доставке гражданам извещений Пенсионного фонда и обычных писем, о проблемах в распространении газет и журналов, о международном опыте в области развития почты рассказывает первый заместитель гендиректора ФГУП "Почта России" Денис ЧУЙКО.

В советские времена почту называли "становым хребтом государства". После жесточайшего кризиса российская почта начинает реформироваться. О доставке гражданам извещений Пенсионного фонда и обычных писем, о проблемах в распространении газет и журналов, о международном опыте в области развития почты первый заместитель гендиректора ФГУП "Почта России" Денис ЧУЙКО рассказал обозревателю "Известий" Александру ЛАТКИНУ.

- Ситуация с рассылкой извещений Пенсионным фондом (ПФ) вызывает массу слухов. Рассылка продлена до 1 ноября. Это реальный срок?

- Рассылка извещений - многоуровневый процесс, в который вовлечены различные участники. Мы отвечаем за обработку, рассылку и доставку уведомлений. Сейчас почтовые отправления, которые передаются на почту, убывают в соответствии с правилами и доставляются точно в срок. У нас нет технологических проблем с доставкой писем ПФ почтовой связью. Были затруднения в июле, касавшиеся сопряжения оборудования, находящегося в ПФ, с нашими информационными системами. На сегодня схема такова - письма, передаваемые для рассылки на почту, печатаются самим ПФ и поступают на три адреса: в Главный центр магистральных перевозок почты, почтамт Москвы и почтамт Московской области. Главный центр магистральных перевозок отвечает за все направления, кроме Москвы и области. Ежедневно мы вывозим два больших грузовика писем.

Мы отвечаем лишь за свои технологические этапы рассылки, брать на себя не свои функции мы не будем. Основная проблема в том, что далеко не весь объем рассылки идет через почту - часть писем идет через альтернативные каналы доставки, которые использует ПФ. Конечно, в самом таком факте беды нет. Но ПФ не является специализированной почтовой или полиграфической организацией - именно поэтому, как известно, у ПФ возникли некоторые организационные и технологические проблемы.

- Нам в газету звонят люди и рассказывают о том, что письма ПФ просто валяются в подъездах. Что на самом деле происходит?

- Если в письме соответствуют индекс, город, улица, то письмо идет к адресату. В противном случае письмо возвращается в ПФ. Когда письмо приходит по адресу и человек дома - ему письмо отдают. Если его нет, то ему оставляют извещение, и он может забрать письмо на почте. Если человек в течение 30 дней на почту не приходит, то письмо опять возвращается в ПФ - это обычная почтовая практика. Большие опасения вызывает самостоятельная рассылка пенсионных извещений самим фондом. Вот пример: около 25% писем содержит в адресах ошибки, а по Москве в 70% писем - ошибки в почтовых индексах. Когда такие отправления проходят через систему почты, мы их отсеиваем и отправляем в отделение ПФ, где с этими письмами разбираются, уточняют адрес. Но если доставщик не почта, то непонятно, что с этими письмами происходит: в этом случае "обратной связи" нет. К тому же эти отправления не оформлены в соответствии с почтовыми правилами, они в строгом смысле не являются письмами - там нет ни штампа, ни оттиска, просто конверт.

Мы получаем жалобы - такие отправления иногда приходят вскрытые. Человек с таким конвертом приходит на почту, но чем мы можем помочь - это не наше письмо. Подобные же "письма" зачастую просто отдаются жителям села, директору предприятия. А иногда опускаются в уличные почтовые ящики. Неудивительно, что такие послания валяются, как вы говорите, в подъезде. Но ведь это даже не письма - это просто конверты!

- Вы могли прогнозировать неэффективность так называемой "суррогатной рассылки", осуществляемой ПФ. Почему вы об этом сразу не предупредили ПФ?

- Все свои опасения мы высказывали. И при этом предлагали вариант решения проблемы. ПФ согласился с тем, что нужно делать рассылку через почту, но выбрал ряд регионов, где будет проводиться экспериментально рассылка непочтовыми средствами. В итоге местные отделения ПФ опять обращаются к почте за помощью.

- С точки зрения человека, которому письмо должно прийти, эту проблему вам нужно решать вместе.

- Совершенно согласен, и мы здесь полностью готовы к диалогу. Во всем мире существует понятие "гибридная почта". Заказчик высылает на почту электронные файлы и информацию о рассылке. Почта сама все это распечатывает, запечатывает в конверты и рассылает. Выгода здесь в том, что все "неэлектронные" действия производятся в рамках одного замкнутого цикла. И комплекс, который сейчас эксплуатирует ПФ, эффективнее было бы создавать в рамках почты. Зарубежный опыт свидетельствует о том же. На наш взгляд, нужно было бы принять решение о направлении всего объема писем через почту - тогда и проблемы с доставкой полностью разрешатся.

- Как тогда быть с тем центром печати и конвертирования писем, который построили для ПФ?

- Центр может продолжать печатать письма, но передавать на почту не 70-80%, а все 100%.

- Есть информация, что оборудование в этом центре слишком чувствительно к качеству бумаги, это тоже создает проблемы и увеличивает цену рассылки.

- Это вопрос, на который скорее могут ответить в ПФ.

- Можно ли всю эту задачу поручить коммерческой структуре, может, у них лучше получится?

- Не стал бы оценивать это предложение. На мой взгляд, такие эксперименты сейчас уже не совсем уместны и эффективны.

- Газетчики жалуются, что в регионах подписываться на федеральные газеты многим не под силу из-за высоких расходов на их распространение. Будет ли решена эта проблема?

- Это вопрос, решение которого зависит не только от почты, но и от издателей - не будем забывать, что именно они устанавливают базовые цены на те или иные издания. Что касается почты, то здесь можно ожидать улучшения ситуации, мы работаем над этой проблемой. В рамках идущей реструктуризации значительные изменения ожидаются в области логистики, а это поможет серьезно сократить издержки. Политика централизованных закупок позволит говорить о снижении цен. Кроме того, ожидаем и встречных шагов от издателей - это, повторюсь, проблема общая.

- На какой стадии находится реформа российской почты?

- Все происходит по графику, предусмотренному концепцией реструктуризации. Проведена инвентаризация объектов федеральной почтовой связи, создано ФГУП "Почта России", идет формирование его структурных подразделений, в самое ближайшее время приступим к включению во ФГУП региональных управлений почтовой связи. Также начато создание новой системы магистральных перевозок, логистики.

- Используется ли при реформировании почты международный опыт?

- Например, в Европе и США перевозка почты на расстояние в пределах 1000 километров осуществляется автотранспортом. Это и быстрее, чем по железной дороге, и выгоднее. У нас же традиционно автотранспорту практически не уделялось внимания - теперь эта ситуация меняется. Если говорить о странах, мы внимательно относимся к опыту немецких и канадских коллег, интересные наработки есть во Франции, Эстонии, Украине.

comments powered by Disqus