Рынок

Михаил Дмитриев: Сделан огромный шаг вперед

О том, почему российские граждане не спешат выбрать УК рассказывает первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев

О том, почему российские граждане не спешат выбрать УК рассказывает первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев

- Михаил Эгонович, 31 декабря подходит к концу первый этап пенсионной реформы - выбор гражданами управляющей компании. Как вы оцениваете результаты этого этапа?

- Я полагаю, что сделан огромный шаг вперед. Можно говорить о том, что пенсионная реформа достигла необратимой стадии. Сформирована вся правовая база и инфраструктура накопительного элемента пенсионной системы, который реализуется через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Появился нормально функционирующий надзорный орган в лице соответствующего департамента Министерства финансов. Что касается самой серьезной проблемы, с которой мы столкнулись, - это, безусловно, плохая информированность граждан. На мой взгляд, это стало одной из главных причин того, что такой вялой оказалась реакция застрахованных (будущих пенсионеров, попадающих под действие реформы. - Д.Д.) на возможность выбора негосударственных управляющих компаний. Очевидно, лишь небольшое число граждан в этом году сделает свой выбор - намного меньше, чем нам казалось даже по самым пессимистическим прогнозам. Значит, в дальнейшем надо будет исправлять ситуацию.

- Но ведь будет уже поздно: срок выбора негосударственных компаний истечет?

- Возможность выбора предоставляется гражданину ежегодно. Более того, мы рассчитываем откорректировать сроки принятия решений таким образом, чтобы гражданин смог подавать свое заявление по выбору негосударственной управляющей компании в любой момент в течение всего года.

- То, что не вовремя доставлены письма из ПФР, то, что они доставлены не всем, то, что в них указаны неправильные даты выбора управляющих компаний, - это чья-то злая воля или общая недоработка бюрократической машины?

- Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно поставить себя на место того руководителя, который принимает решения, связанные с уведомлением граждан. Ведь срыв сроков рассылки означает, что огромное количество людей - десятки миллионов - сделают вывод, что конкретный чиновник работает плохо. Такая степень отрицательной публичности заведомо не нужна ни одному из ответственных лиц. Поэтому версия о том, что были сознательные действия, направленные на срыв пенсионной реформы, не выглядит серьезной. Другое дело, что сама технология рассылки заявлений, их оформление в таких масштабах еще ни разу в России не применялись. Ведь речь шла не просто о распечатывании 40 миллионов одинаковых листовок, а о внесении в каждое из них индивидуальной информации о состоянии персонального счета каждого конкретного застрахованного. Ту технологическую систему, которая была приобретена для тиражирования заявлений, удалось отладить не сразу: это был очень сложный процесс. Ну и кроме того, мы убедились в том, что далеко не во всех случаях почта в нашей стране является надежным способом доставки информации.

- А почему не была предусмотрена масштабная разъяснительная кампания для населения?

- Предполагалось, что часть этой кампании будет профинансирована из займа Всемирного банка, где на эти цели выделялось 1,5 млн. долларов, но эти средства не удалось использовать с должной эффективностью. Кроме того, были выделены значительные средства в рамках бюджета ПФР, но по причинам, которые нам остаются не до конца ясными, Пенсионный фонд не использовал их вплоть до самых последних недель нынешнего года. Только сейчас, кажется, они приступили к более активной разъяснительной кампании.

- Вам не кажется, что этого вполне можно было ожидать: зачем они будут тратить средства, по сути дела, на рекламу своих конкурентов - негосударственных управляющих компаний?

- Действительно, такого рода задача, на мой взгляд, не должна быть функцией ПФР. Ее более разумно было бы осуществлять на основе финансирования из федерального бюджета и поручить какому-нибудь из федеральных министерств. Которое, в свою очередь, должно выступить просто госзаказчиком для профессиональных организаций, способных осуществлять такую работу. Выбор же этих профессиональных организаций нужно проводить на условиях открытого тендера. Но ситуация складывалась так, что заложить в федеральный бюджет соответствующие расходы нам не удалось, несмотря на то, что мы выступали с такими предложениями неоднократно. Зато депутаты при рассмотрении бюджета ПФР на 2003 год внесли туда строку с ассигнованиями на эти цели. Но в итоге Пенсионный фонд их все равно не использовал по назначению.

- Может быть, стоило сократить список негосударственных управляющих компаний: людям непросто выбрать одну из 55?

- Думаю, стоило. И те критерии отбора, которые предлагало наше министерство еще год назад, позволили бы существенно сузить список управляющих компаний: примерно до 20. Зато туда попали бы в основном крупные компании, имеющие значительный опыт работы и профессиональный состав менеджеров.

- Можете ли вы посоветовать будущим пенсионерам, положа руку на сердце, кому им доверить свои средства: частным управляющим компаниям или государству?

- Полагаю, что со временем большинство застрахованных все равно сделает выбор в пользу негосударственных управляющих компаний. Весь международный опыт инвестирования пенсионных накоплений однозначно свидетельствует о том, что негосударственные компании в целом обеспечивают более высокую доходность, чем компании государственные. Ведь последние имеют право инвестировать только в государственные ценные бумаги, что никогда не принесет высокой доходности в реальном выражении. Но при этом мне не кажется необходимым форсировать процесс массового перехода к частным компаниям искусственно. На мой взгляд, такого рода выбор гражданина должен быть осмысленным. Если же они не осознают всех возможностей и всех последствий своих решений, то мы можем получить ситуацию, когда по поводу каждого временного падения курсов акций люди будут испытывать нервозность и бояться, что их пенсионные накопления утрачены навсегда. Участники накопительной системы должны осознавать, что колебания рынка негосударственных ценных бумаг - вполне нормальный процесс для любой рыночной экономики, который не препятствует получению высокой доходности при длительных сроках размещения накоплений.

comments powered by Disqus