Рынок

2004 год - пенсионная реформа продолжается

Закончился первый год "активной фазы" пенсионной реформы - время подводить промежуточные итоги. К сожалению, не очень большое количество людей приняло решение о переводе накопительной части своей трудовой пенсии в негосударственные компании. Однако в наступившем году возможности негосударственных структур по работе с пенсионными накоплениями граждан значительно расширятся - и тенденция переменится в их пользу.

Закончился первый год "активной фазы" пенсионной реформы - время подводить промежуточные итоги. К сожалению, не очень большое количество людей приняло решение о переводе накопительной части своей трудовой пенсии в негосударственные компании. Однако в наступившем году возможности негосударственных структур по работе с пенсионными накоплениями граждан значительно расширятся - и тенденция переменится в их пользу.

Лихорадочная активность, которую продемонстрировали управляющие компании в конце 2003 года, была вызвана тем обстоятельством, что государственные органы в силу ряда обстоятельств сильно затянули "свою" часть действий в рамках реформы пенсионной системы. Управляющие компании оказались в цейтноте и решали свои задачи в пожарном порядке.

Вы помните историю, когда одна из компаний попыталась "высунуться" чуть-чуть раньше и едва не поплатилась за это, потому что МАП предъявило к ним очень серьезные претензии. Поэтому говорить о полноценной активности управляющих компаний по информированию граждан о пенсионной реформе можно с большой натяжкой. Всем хорошо известно, что большая часть нашего населения - в силу известных обстоятельств - в финансовых вопросах консервативна и недоверчива. Поэтому управляющие всего за три месяца информационной работы вряд ли могли добиться большего.

Однако граждане остались в неведении относительно реформы не только из-за управляющих компаний. Государство также не выполнило взятые на себя обязательства по информированию населения. Пенсионному фонду России сначала понадобилось очень много времени, чтобы решить, кто и каким образом будет информировать граждан о реформе, сколько средств для этого понадобится, хватит этих средств или нет. И в результате даже выделенные средства не были израсходованы, и в течение 2003 года граждане во всем разбирались самостоятельно.

Однако в 2003 году завершилась только "первая фаза" реформы, в 2004-м начинается вторая, поэтому у нас нет причин для пессимизма. Во-первых, именно с этого года к реформе подключаются негосударственные пенсионные фонды, и у граждан появляется реальный выбор: кому поручить копить, вкладывать и выплачивать пенсию - государству или бизнесу.

И здесь на первый план выходит фактор доверия. Если человек уже является клиентом негосударственного пенсионного фонда - а таких в нашей стране уже более 5 миллионов, - то мы можем говорить о том, что человек все-таки доверяет негосударственным институтам. А значит, он скорее всего выберет негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию для работы со своей пенсией.

Если в этом году государственные органы успеют в запланированные сроки принять все необходимые документы, позволяющие негосударственным пенсионным фондам участвовать в обязательном пенсионном страховании, и будет возможность заблаговременно развернуть информационную кампанию, тогда можно рассчитывать на 5-7% граждан, которые выберут негосударственную пенсионную систему. А со временем - года через два - мы столкнемся с той же ситуацией, что и Казахстан, где тоже очень тяжело давались первые шаги, а сегодня в государственном пенсионном фонде осталось меньше трети граждан.

Сергей ЭРЛИК,
руководитель департамента развития корпоративных программ НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант"

comments powered by Disqus