Рынок

Михаил Дмитриев: "Я бы переосмыслил стратегию проведения реформ"

image

Социальные реформы - это пока только разговоры. На практике правительство смогло лишь приступить к пенсионной реформе, а в области здравоохранения сделать вообще ничего не удалось. Такой неутешительный диагноз ставит бывший первый замглавы Минэкономразвития, а ныне научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

...

"П.": Реформы социалки сами по себе непопулярны у населения, их тяжело проводить, их неохотно рассматривает Госдума. Возможно, это послужило основной причиной фактического провала этих реформ?

М.Д.: Вовсе нет. Например, реформу ОМС едва ли можно отнести к числу непопулярных у населения. Проблемы, с которыми мы сталкивались, были связаны со сложностью, забюрократизированностью механизмов принятия решений. А также недостаточной приоритетностью отдельных направлений реформы для ключевых игроков. К примеру, реформы здравоохранения для Минфина - только в последний год он стал относиться к этой теме как к важной.

Повестка реформы и с точки зрения содержания, и с точки зрения тактики нуждается в очень серьезном переосмыслении. Сейчас, с учетом накопленного опыта, я бы переосмыслил как минимум стратегию проведения реформ, отношения с ключевыми игроками.

"П.": После реформирования правительства вся социалка перешла к новому Министерству здравоохранения и социального развития во главе с вашим давним оппонентом Михаилом Зурабовым. Как вы считаете, новое ведомство примет во внимание ваши наработки?

М.Д.: Пока я об этом не берусь судить. Знаю только, что никакие предложения "старого" правительства в "новом" слепо не копируются. Все они подвергаются глубокой переоценке. Так, закон о медицинском страховании до начала формирования нового правительства был фактически полностью согласован и концептуально одобрен. Сейчас же явно возникает ситуация, когда возможны серьезные концептуальные изменения.

Не стоит забывать, что пока значительная часть энергии министерств и ведомств уходит на решение текущих организационных вопросов - количество времени, которое они могут выделять вопросам выработки политики, ограниченно.

Хотя недавно я встречался с Михаилом Зурабовым и в том числе обсуждались вопросы доработки в целом одобренного правительством в конце апреля законопроекта о введении дополнительного пенсионного страхования. Эта встреча показала, что есть высокая степень взаимопонимания.

"П.": Вы продолжите курировать социальные реформы в качестве советника Германа Грефа?

М.Д.: Я в Минэкономразвития не остаюсь ни в какой официальной должности, и моя роль в министерстве будет сугубо неформальная - профессионального консультанта. Я стану работать научным руководителем ЦСР.

Несмотря на уход из Минэкономразвития и потерю статуса госчиновника, на практике в своем новом качестве я буду в основном выполнять те же задачи, которые выполнял как заместитель министра. То есть прежде всего формулировать задачи, предопределяющие траекторию реформ, решать содержательные вопросы. Что же касается текущей административной работы или проведения переговоров внутри госаппарата, то такого рода нагрузка у меня уменьшится.

Между прочим, практически по всем направлениям реформ социального блока более половины работ велось внешними для Минэкономразвития экспертами, значительная часть ключевых законопроектов реформы вырабатывалась не госчиновниками, а внешними экспертами. Скорее всего, такая схема работы потребуется и в дальнейшем - для завершения процесса подготовки социальных реформ.

comments powered by Disqus