Рынок

Алексей Саватюгин: "Цель пенсионной реформы - не в том, чтобы дать заработать частным УК"

Интервью. Глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин не согласен с мнением, что пенсионная реформа "забуксовала". Он считает, что сейчас идет "работа над ошибками".

- Алексей, ужесточение условий конкурса среди УК должно рано или поздно привести к сокращению их количества на рынке. Сколько компаний должно остаться?

- Трудно сейчас оценить достаточное количество участников рынка. У нас 1300 банков на страну - это много или мало? Кто-то говорит, что надо сократить раз в пять, а у кого-то иная точка зрения: раз банк существует и не обанкротился еще - значит он кому-то нужен. Так же и с управляющими компаниями. Да, очень большой разрыв по стоимости чистых активов, во-первых, между государственной и частными компаниями, а во-вторых, между лидерами рыка среди частных УК и аутсайдерами. Он достигает нескольких порядков. Но значит ли это, что аутсайдеры должны отсекаться? Не факт. Физлица выбрали именно эту компанию - значит, они исходили из каких-то соображений.

- Какие изменения в пенсионное законодательство, на ваш взгляд, необходимо внести в ближайшее время?

- Каких-то кардинальных изменений не будет. Идет планомерная доработка, отшлифовка законов. У нас сейчас есть каркас, а остальное нужно еще построить. Изначальные принципы реформы были заложены правильно, поэтому кардинальных изменений не требуется.

- Так где же тогда произошел сбой? Реформа буксует, большей части граждан ее суть до сих пор непонятна.

- Любая сложная вещь не очень понятна. Боюсь, что это не проблема реформы как таковой, а вопрос информирования. Не было централизованной информационной кампании.

- Ну, к реформе много вопросов и помимо информационной кампании.

- Да, очень много критики. В основном от профучастников, которые, наверное, рассчитывали, что это хороший бизнес. Выяснилось, что это если и хороший бизнес, то не для всех. Конечно, во многом критика обоснованна, но цель пенсионной реформы вовсе не в том, чтобы дать заработать частным управляющим компаниям. Есть также критика и со стороны потребителей реформы. Но также мы видим, что реформа дает свои плоды. Это ведь долгосрочный проект, от него не ждали каких-то серьезных результатов уже в этом году.

- А наше общество вообще готово к подобным реформам?

- Это опять вопрос PR-составляющей. Если будет грамотное разъяснение среди населения, то о существенном увеличении определившихся можно будет говорить уже в следующем году. Но ждать, что все понесут деньги в УК, не стоит. У народных масс есть определенная инерция, как и у любой массы, - проще никуда не ходить и остаться в государственной УК. И это вовсе не значит, что реформа буксует. Государственная компания тоже инвестирует средства. И именно поэтому мы пытаемся отказаться от такого показателя успешности реформы, как количество денег, переведенных в частные УК. Цель реформы в том, чтобы снизить нагрузку на государственный бюджет и при этом поднять доходы граждан, выходящих на пенсию. Эту задачу может решить и Внешэкономбанк, как государственная управляющая компания.

- То есть вы оцениваете ход реформы скорее положительно?

- Трудно сейчас говорить о результатах реформы. Не прошло даже года, то есть - полного цикла. Давайте подождем еще год, а потом сравним, как прошел первый конкурс, как прошел второй конкурс среди управляющих компаний, посмотрим на результаты инвестирования, которые УК покажут по итогам года, и как население на это отреагирует. Ведь многие не перевели свои накопления в частные УК не из-за непонимания реформы, а из-за отсутствия достаточной информации об этих компаниях. Люди, в том числе и весьма продвинутые, решили выждать время. В конце концов год или два - для молодых людей не тот срок, за который они потеряют существенную сумму от будущей пенсии. Здесь как раз рациональнее подождать и оценить инвестиционное поведение компаний, собрать о них дополнительную информацию.

comments powered by Disqus