Рынок

В карман к пенсионеру

Депутаты, руководители управляющих компаний и западные специалисты анализировали возможности незаконного использования инсайдерской информации, манипулирования ценами и ситуации конфликта интересов при инвестировании пенсионных накоплений.

Финансисты и чиновники смогут хорошо нажиться на будущих пенсионерах уже в 2004 году. Причем, как констатировали участники рабочего совещания в Госдуме, на совершенно законных основаниях.

Депутаты, руководители управляющих компаний и западные специалисты анализировали возможности незаконного использования инсайдерской информации, манипулирования ценами и ситуации конфликта интересов при инвестировании пенсионных накоплений. Используя очевидные дыры в российском законодательстве, госорганы и финансовые компании смогут безнаказанно использовать самые грязные методы рыночной торговли при управлении миллиардами долларов, лежащих на пенсионных счетах граждан.

В начале года ФКЦБ начала предпринимать лишь первые шаги, призванные ограничить применение незаконной рыночной практики. Традиционно под манипулированием ценами понимаются действия участника, направленные на создание ложного представления о рыночной ситуации и побуждающие инвесторов совершать заведомо невыгодные сделки. Пока единственным объектом атаки ведомства стало манипулирование. Дополненный в конце прошлого года закон "О рынке ценных бумаг" содержит развернутое определение этого правонарушения. На его основе комиссией было разработано и в апреле вступило в силу положение, регулирующее порядок выявления манипулирования ценами на фондовом рынке.

Следующим шагом в борьбе с грязными рыночными приемами должно стать принятие закона "Об инсайдерской информации". Он должен заложить правовую базу для всеобъемлющего мониторинга рынка, проведения инсайдерских проверок, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности. Три года назад депутаты подготовили и внесли в Думу первую редакцию этого законопроекта. Дважды в парламент поступали негативные отзывы правительства на этот документ.

Последний, третий за последние три года вариант законопроекта был направлен в правительство в октябре прошлого года. В нем учтены все ранее высказанные замечания. Концепция закона не претерпела изменений. Закон содержит определение ключевых понятий: инсайдерской информации и инсайдера, а также устанавливает три фундаментальных инсайдерских запрета. Помимо этого, в нем дается описание мониторинга сделок на рынке ценных бумаг и процедуры инсайдерских проверок.

Депутатский законопроект относит к инсайдерской информации любую непубличную информацию, касающуюся ценных бумаг, сделок с ними или их эмитентов, раскрытие которой может оказать существенное влияние на котировки ценных бумаг. Как подтвердил госкомиссар Франкфуртской фондовой биржи Клаус-Дитер Беннер, этот документ полностью соответствует западным подходам. Откровенный инсайд становится атрибутом российского рынка ценных бумаг. На этом фоне затягивание с принятием закона "Об инсайдерской информации" выглядит просто неприличным. Более полугода Минэкономразвития, курирующее в кабинете данное направление, не может принять окончательное решение, констатируют депутаты.

На развитых рынках инсайдерская торговля признается самым тяжелым правонарушением. Нарушитель запрета рискует получить до пяти лет тюремного заключения и астрономические штрафы. Обратная ситуация в России: пока чиновники спорят о лучшем рецепте, инсайдеры бравируют своими возможностями зарабатывать.

Еще одним очевидным провалом пенсионной реформы стали законодательные нормы, касающиеся конфликта интересов. Реформаторы отчитались перед пенсионерами - настоящими и будущими - о том, что их деньги полностью защищены. Однако аккуратный анализ показывает, что нормы действующего закона прикрывают зияющие пустоты.

Правительственный чиновник или служащий государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), принимающие решение о том, в какие ценные бумаги инвестировать пенсионные накопления, оказываются в уникальном положении. Сегодня ничто не мешает им загодя совершать симметричные операции за счет жены или тещи. Кроме того, перед ними открываются неограниченные возможности но манипулированию рынком. Разработчики Минэкономразвития намеревались бороться с этим злом, введя в закон об инвестировании пенсионных накоплений понятие так называемого конфликта интересов. Однако оно оказалось полностью бессодержательным и потому не работает, а значит, не может испугать ни инсайдеров, ни манипуляторов.

Эксперты критикуют правительство РФ за то, что государственная управляющая компания (Внешэкономбанк) поставлена в ситуацию "конфликта интересов". Привлечь нарушителей к ответственности, используя действующие нормы, просто невозможно, констатировали участники совещания.

Запоздалое прозрение наступит с массовым приходом на рынок пенсионных накоплений. Особенности созданной системы инвестирования приведут к тому, что на начальном этапе реформы эти средства будут поступать через очень ограниченное количество участников.

По итогам прошлого года ПФР собрал более 40 млрд рублей накопительной части трудовой пенсии. Используя эти ресурсы, очень просто манипулировать ценами на российском фондовом рынке. При таком развитии событий "голубые фишки" ожидает судьба рынка госбумаг, где два-три полугосударственных участника наряду с Минфином определяют конъюнктуру и диктуют условия.

Затягивание с принятием жестких решений приведет к тому, что 2004-2005 годы будут отмечены чередой инсайдерско-манипуляторских скандалов, которые самым негативным образом отразятся на имидже российского рынка ценных бумаг. И тогда, чтобы выправить ситуацию, российским властям все-таки придется принимать соответствующий закон, но уже под нажимом западных партнеров. Так, как это было в случае с законом о противодействии отмыванию преступных доходов.

comments powered by Disqus