Рынок

ФСФР выносит СРО из избы

В минувшую пятницу Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) внесла на рассмотрение в правительство доработанный вариант стратегии развития финансового рынка. Документ содержит принципиально новую для рынка идею: объединить все саморегулируемые организации (СРО) по подотраслевому принципу. Другими словами, всего их должно остаться три – в банковском секторе, секторе ценных бумаг и страхования. Сами СРО пришли в шок от этой инициативы.

В минувшую пятницу Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) внесла на рассмотрение в правительство доработанный вариант стратегии развития финансового рынка. Документ содержит принципиально новую для рынка идею: объединить все саморегулируемые организации (СРО) по подотраслевому принципу. Другими словами, всего их должно остаться три – в банковском секторе, секторе ценных бумаг и страхования. Сами СРО пришли в шок от этой инициативы.

Напомним, что совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве рекомендовал к скорейшему принятию проект стратегии развития финансовых рынков ФСФР еще в апреле этого года (см. Ъ от 23 апреля). Тогда этот документ не вызвал особых возражений. Однако совет рекомендовал ФСФР доработать стратегию в том числе в части развития института саморегулирования.

Служба внесла изменения в концепцию, которые показались участникам рынка неожиданно радикальными. Дело в том, что ФСФР предложила объединить все СРО по подотраслевому принципу. "Для повышения роли саморегулирования было бы целесообразно укрепить разрозненные по подотраслевому принципу существующие саморегулируемые организации рынка ценных бумаг, поставить вопрос об их объединении в единую влиятельную организацию, которая могла бы эффективно взаимодействовать с регулятором по всему спектру вопросов рынка ценных бумаг",– говорится в документе. В итоге, как подчеркивается в стратегии развития финансового рынка, российский рынок на уровне саморегулирования мог бы быть представлен тремя организациями – в банковском секторе, секторе ценных бумаг и секторе страхования. "В рамках модели коллегиального органа по регулированию финансового рынка именно эти организации могли бы реально участвовать через своих представителей в принятии регулирующих нормативных актов",– отмечается в документе.

Организации, уже имеющие статус СРО, оценили инициативу ФСФР как "сомнительную". "Идея сделать "самомегарегулятор" на рынке неконструктивна,– отмечает глава комитета Госдумы по собственности, председатель совета директоров Ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев Виктор Плескачевский.– На наш взгляд, ФСФР предполагает создать подчиненный себе орган, лишенный классических функций саморегулирования. Если бы концепция была вынесена на обсуждение профсообщества, камня на камне бы от нее не осталось!" По мнению предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Елены Авакян, "если служба будет настаивать на объединении существующих СРО, то им действительно придется объединиться". "Дьявол кроется в деталях,– отмечает она.– Как новый орган будет функционировать и какие вопросы решать? Кто будет его возглавлять? Для решения всех этих вопросов требуется консолидированное мнение профсообщества, которого нет".

Впрочем, объединения страховщиков, которые пока не имеют статус саморегулируемых организаций, достаточно спокойно отнеслись к идее ФСФР. Как отметил президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим, вопрос о количестве СРО на страховом рынке не стоит. "Если будет 20 обязательных видов страхования, вряд ли надо будет создавать 20 СРО",– считает он. Профобъединения банкиров, как и объединения страховщиков не являющиеся СРО, также не высказали обеспокоенности по поводу инициативы ФСФР.

В ФСФР же отмечают, что не планируют "внедрять запретительных мер и нарушать существующий порядок, сложившийся на рынке". "Мегасаморегулятор – это наше стратегическое видение института саморегулирования",– отметили в пресс-службе ФСФР.

Что изменилось в стратегии развития финансового рынка

В стратегии развития финансового рынка, подготовленной ФСФР, произошли следующие изменения:

появилась новая концепция инвестирования пенсионных накоплений, предотвращающая кризис пенсионной реформы в результате ограниченности инструментов для инвестирования;
появились предложения по совершенствованию налогообложения, устраняющие препятствия для развития венчурного инвестирования, коллективного инвестирования в недвижимость и корпоративных систем пенсионного обеспечения;
более четко определена роль государства в формировании компенсационных механизмов на финансовом рынке;
детально проработана концепция создания коллегиального органа регулирования на финансовом рынке.

comments powered by Disqus