Пенсионная индустрия

Как потенциальному пенсионеру не дать себя обобрать – рекомендации юристов КонфОП

В редакцию ИА REGNUM поступили разработанные экспертами Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) рекомендации для граждан, у которых могут возникнуть сомнения в правильности зачисления тех или иных сумм на их пенсионные счета. Приводим текст этих рекомендаций.

В редакцию ИА REGNUM поступили разработанные экспертами Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) рекомендации для граждан, у которых могут возникнуть сомнения в правильности зачисления тех или иных сумм на их пенсионные счета. Приводим текст этих рекомендаций:

Мы допускаем, что при рассылке Пенсионным фондом России извещений для граждан, вполне возможны случаи, когда в графе "сведения о суммах начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии" будет стоять сумма значительно ниже, чем та, которая является правильной с точки зрения самого гражданина. Причин тому может быть несколько:

  1. Работодатель платит зарплату работникам "по-черному", и работник об этом знает.
  2. Работодатель платит зарплату работникам "по-черному", и работник об этом не знает.
  3. Работодатель задерживает выплату зарплаты работникам, и соответственно не начисляет на сумму зарплаты других налогов, в том числе взносов в ПФР.
  4. Работодатель является добросовестным, но перечисленные через налоговую инспекцию деньги не дошли до ПФР.
  5. Работодатель является добросовестным, деньги до ПФР дошли, но по каким-то причинам не были зачислены на персональный счет работника.

Первая позиция, в принципе, в пояснениях не нуждается. Это выбор самого гражданина: он не задумывается о далеком будущем, а хочет большую зарплату здесь и сейчас. Ведь чем меньше работодатель обременен всевозможными обязательными отчислениями, тем больше живых денег он может выдать на руки работнику.

В двух следующих случаях виновник всех бед известен – это работодатель. С ним можно и нужно бороться, используя механизмы, предоставляемые работнику трудовым и гражданским (если человек выполняет работу на основе договоров подряда) законодательством. Но борьба за свою будущую пенсию в этих ситуациях будет как бы двухэтапной. Сначала нужно разобраться с работодателем и своей зарплатой, и только после этого приступать к определению дальнейшей судьбы своих пенсионных накоплений.

А вот два последних пункта нуждаются в некотором пояснении. Для этого необходимо представлять себе общую схему перечисления денег в ПФР:

  1. Организация всегда сначала перечисляет всю сумму налогов, начисляемых с фонда заработной платы, на счет налоговой инспекции. При этом перечисление денежных средств идет в соответствии с установленными кодами, а не названиями платежей. Поэтому, например, возможны ситуации, когда перечисление средств идет через банк, банк перепутал коды, деньги не дошли.
  2. Налоговая сама распределяет полученные "оптом" деньги организации по соответствующим бюджетам и внебюджетным фондам. При этом деньги в налоговой могут "зависнуть", т.е. крутиться на счетах инспекции и не дойти до Пенсионного фонда. Возможна и другая ситуация - налоговая уже перечислила деньги ПФРу, но не отразила это в своих внутренних документах, но это касается скорее организации-работодателя, а не гражданина.
  3. Наконец, сам ПФР сначала зачисляет деньги на лицевой счет организации-работодателя, а затем с этого счета распределяет их по индивидуальным счетам работников. На данной стадии деньги также могут не дойти до счета гражданина, если организация вовремя не сдала установленную ПФР отчетность. Требования к данной отчетности достаточно жесткие, и даже при ошибке в одну букву во всех документах отчетность считается неподанной. С другой стороны, существующая система серьезно стимулирует работодателя внимательно работать с пенсионной документацией, так как штрафы за неисполнение требований ПФР исчисляются не в МРОТах, а в процентах от перечисленных сумм, что довольно существенно.
  4. Наконец, теоретически существует возможность, что деньги не были перечислены с лицевого счета организации на счет конкретного сотрудника внутри Пенсионного фонда по каким-то загадочным причинам технического или организационного характера. К сожалению, для гражданина, который не согласен с размером своих пенсионных накоплений, абсолютно бессмысленно обращаться за какой-либо информацией в налоговую инспекцию, потому что, во-первых, степень бардака в налоговых, как правило, значительно превышает степень бардака в территориальных отделениях ПФР, а во-вторых, все равно данные о текущей отчетности организации составляют коммерческую тайну, а та информация, которую налоговая может предоставить просто так (без всяких дополнительных запросов из судов и прочих подобных организаций), гражданину в отвоевывании своих законных пенсионных ничем не поможет.

Также бессмысленно сразу обращаться в суд, потому что, не зная, где конкретно зависли его деньги, гражданин не сможет правильно сформулировать исковые требования. Судья же, само собой, не примет заявления типа "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что" и даже разбираться не будет. Это же касается и других защищающих права работника государственных органов (например, трудинспекции). Наиболее же компетентным в данном вопросе был, есть и в ближайшее время, к сожалению, будет только сам Пенсионный Фонд (а точнее – его территориальные отделения). И начинать разборки по поводу накопительной части трудовой пенсии нужно именно оттуда.

Для того, чтобы начать разговор с ПФР, работнику со всех легальных мест работы необходимо взять по два документа: справку о доходах физического лица за 2002 год форма 2-НДФЛ (так как именно с этого года произошло разделение на страховую и накопительную части пенсионных взносов) и выписку из последней отчетности, переданной работодателем в ПФР (формы АДВ-6-1 (опись документов, передаваемых страхователем в ПФР/ и СЗВ-4-2 (индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица)).

Справку о доходах любой работодатель обязан выдать своему сотруднику по первому требованию. К слову сказать, этот документ полезен во всех отношениях. С помощью него можно узнать реальный размер "белой" зарплаты в случаях, когда работник не уверен в абсолютной добросовестности работодателя. Второй же из вышеназванных документов работодатель в принципе не обязан предоставлять работнику, так что в данном вопросе следует рассчитывать скорее на хорошие отношения с собственной бухгалтерией, чем на формальное право требования.

В любом случае все справки и выписки должны быть удостоверены печатью организации и подписью главного бухгалтера.

Вместе с указанными документами гражданин подает в свое территориальное отделение ПФР заявление с просьбой разъяснить ситуацию, приложив к нему все документы и расчеты, на основе которых он считает, что указанная сумма его пенсионных накоплений не соответствует действительности.

Для более успешного процесса самих переговоров гражданину необходимо действовать по традиционной схеме: весь диалог с ПФР вести только в письменной форме, и на копиях заявлений всегда получать от работников ПФР штамп с датой принятия и входящим регистрационным номером (либо посылать по почте с уведомлением о вручении). После того, как гражданин получает ответ из ПФР (неважно, какой), у него уже есть материал для дальнейших действий. Если ответ подробный - из него будет понятно, где именно зависли деньги гражданина, и к кому конкретно предъявлять претензии. Если ответ будет кратким, или его вообще не будет, можно продолжать переписку или обжаловать действия самого ПФР в соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993 № 4866-1.

В любом случае в настоящий момент наиболее быстрым способом получения какой-либо информации о своих пенсионных накоплениях для гражданина будет общение непосредственно с ПФР.

Текущая ситуация осложняется еще и тем, что сейчас в нашем законодательстве очень хорошо разработана система правоотношений между государством, ПФР и работодателем, правоотношения же гражданина с ПФР абсолютно не ясны. Собственником пенсионных накоплений является государство, поэтому положение гражданина даже как истца в судебных процессах весьма сомнительно. Так что реальные механизмы защиты прав граждан на обеспеченную старость будут вырабатываться только на практике.

ИА REGNUM

  • Https://pravosite.kz/

    Ссылка на фирму и сервис с юридическими документами: https://pravosite.kz/

    pravosite.kz

comments powered by Disqus