Пенсионная индустрия

Владимир Вьюницкий: Пенсионная реформа от и до...

Уже больше двух с половиной лет в России проводится пенсионная реформа. Тем не менее, большинство из нас по-прежнему плохо представляет себе, какие конкретно изменения произошли в этой области и как понимать те или иные новации правительства Максимально подробно о сути реформы рассказывает советник председателя Пенсионного фонда Владимир Вьюницкий

Уже больше двух с половиной лет в России проводится пенсионная реформа. Тем не менее, большинство из нас по-прежнему плохо представляет себе, какие конкретно изменения произошли в этой области и как понимать те или иные новации правительства Максимально подробно о сути реформы согласился рассказать советник председателя Пенсионного фонда Владимир Вьюницкий.

- Владимир Иванович, зачем государству понадобилось проводить пенсионную реформу?

- Правильнее будет сказать, что государство было вынуждено начать ее проведение, поскольку та распределительная пенсионная модель, которая использовалась ранее, не имела перспектив. Ведь ее потенциал зависел от того, насколько работающие были способны обеспечить выплату пенсий пенсионерам. Демографические же тенденции в нашей стране оптимистичного прогноза не давали, и становилось явственно видно, что нагрузка на каждого трудоспособного постоянно увеличивается. Критичным для распределительной системы является момент, когда на одного пенсионера приходится менее двух работающих, а лучше всего она функционирует при соотношении 1:3. В Российской Федерации к 2000 году на одного пенсионера приходилось 1,6 работающих. В перспективе к началу 30-х годов XXI века их соотношение должно сравняться. После этого количество пенсионеров превзойдет количество работающих. В этой ситуации уже к началу 20-х годов вся распределительная система с грохотом бы рухнула. Не дожидаясь этого, нужно было переходить к новой пенсионной модели, которая должна была решить те задачи, которая не решала старая.

- Каковы преимущества новой пенсионной системы?

- Можно назвать несколько основных преимуществ. Прежде всего, старая пенсионная модель не создавала ни у работника, ни у работодателя никакого стимула регистрировать официальную зарплату и уплачивать с нее взносы. В ней существовали многочисленные системы отсечки или ограничений по учету зарплаты. Например, даже один из последних дореформенных пенсионных законов все, что заработано сверх 2003 рублей, при расчете пенсии не учитывал. Тем самым фактически создавался экономический и психологический стимул для выплаты теневых зарплат. В новой модели минимум половина оклада на настоящий момент и его две трети с начала 2005 года учитываются индивидуально, то есть персонифицируются. Чем выше зарплата у человека, чем больше с нее платит работодатель, тем выше последующая пенсия. Следовательно, работник заинтересован в легальных сметах.

Кроме того, раньше пенсия назначалась по числу отработанных лет. Главным мерилом в ее получении был не заработок, а стаж. Минимально мужчины должны были отработать 25 лет, а женщины – 20. А дальше, чем дольше человек работал, чем выше у него был стажевый коэффициент, тем больший процент от заработка он в итоге получал. При этом и тут была дискриминация. Больше 45 лет стажа не учитывалось и выплачивалось максимум 75 процентов заработка. Мы все эти ограничения сняли. Теперь минимальный страховой стаж снижен до 5 лет. Снимаются и ограничения по заработкам: они засчитываются полностью и на всем протяжении стажа, под которым мы понимаем период отчислений работодателем страховых взносов за каждого работника.

Самое главное преимущество новой системы – появление в ней накопительной части. Прошлая модель была монолитной и формировалась по распределительному принципу. Сегодня в нее входят три части – базовая, страховая и накопительная, и только первая полностью сохранила прежний распределительный принцип формирования. Базовая пенсия пока невелика, хотя в этом году она уже превысит 700 рублей и в идеале должна прийти к прожиточному минимуму пенсионера. Сумма страховой может быть заметно более значимой. Она непосредственно связана с размером зарплаты и взносами, которые платит работодатель. Накопительная часть формируется за счет того же источника – части единого социального налога. Но если средства страховой части просто проходят через счет, фиксируются в виде обязательств государства перед конкретным человеком, а сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, то накопительная доля резервируется, изымается из доходов Пенсионного фонда и передается в управление человеку, чтобы он принял решение, куда эти деньги направить. Он может оставить их в государственной пенсионной компании, передать в частную управляющую компанию или НПФ, которые в свою очередь вложат их в доходные финансовые инструменты. Человек уже становится соучастником формирования своего капитала. Сегодня, говоря о накопительной составляющей пенсии, многие вытаскивают на первый план ее инвестиционную составляющую. На самом деле пенсионные накопления – большой инвестиционный ресурс, но главное не в этом. Это большой демографический резерв, поскольку демографические тенденции неблагоприятны, и все более молодые возрастные группы будут выходить на пенсию в ситуации, когда взносы работающих в то время уже не смогут обеспечивать им достойную пенсию. В такой ситуации способен помочь резерв накопительных отчислений, которые обеспечат будущим пенсионерам твердый доход, вне зависимости от состояния возрастной пирамиды.

- Какие перемены, согласно реформе, ждут работающих россиян разных возрастов?

- Первоначально предполагалось, что пенсионная реформа коснется прежде всего работающих россиян и нынешних пенсионеров затронет в меньшей степени. Если говорить о людях, которые не достигли пенсионного возраста и уже включились в формирование пенсионных прав по новой пенсионной модели, здесь, конечно, позиции разных возрастных групп существенно различаются. Прежде всего нужно сказать о наиболее проблемной из транзитных групп, тех, кто имеет пенсионные права и по старой и по новой пенсионной модели – это мужчины 1952 года и старше и женщины 1956 года и старше. Эта возрастная группа имеет в структуре своих пенсионных начислений только страховую часть. Накопительную часть для них не предполагалось формировать, поскольку они не успевали за оставшееся время собрать солидный пенсионный капитал. Кроме того, темпы индексации страховой части сейчас опережают темпы пенсионного дохода по накопительной части, поэтому здесь отсутствует и экономическая заинтересованность.

Группа, которая оказалась между 1966 и 1953 годом у мужчин и 1956-м у женщин, первоначально рассматривалась как участник накопительной системы. Им законодатель зарезервировал 2 процента из 14 процентов пенсионных накоплений, которыми они должны были распоряжаться. Но мы в итоге начали считать и поняли, что много накопить они тоже не успеют. Согласно проведенным исследованиям неблагоприятные демографические тенденции, которые угрожают будущим пенсионерам, на этом поколении не скажутся. Поэтому эти 2 процента у них «забрали». С моей точки зрения, данное решение, конечно, имеет определенный негативный психологический эффект. Но еще раз хочу сказать, что много хорошего они, к сожалению, не могли приобрести. А поскольку в ближайшее десятилетие темпы страховой индексации будут выше инвестиционного дохода, они смогут получить немного больше, чем получили бы при сохранении накопительной части.

И, наконец, возрастная группа 1967 года рождения и моложе. Эти люди пользуются полным объемом прав по пенсионной модели, включая накопительную часть. Но и тут есть тоже различия возрастной судьбы. То есть те, кто раньше начнет работать по новой модели, безусловно, при прочих равных условиях будут иметь более высокую пенсию. Наши расчеты показали, что при одинаковой зарплате, одинаковом стаже человек, который попадает изначально в новую пенсионную модель и весь свой срок отрабатывает в ней, и человек, проработавший половину времени при старой системе, будут получать пенсию, различающуюся в 2,5-3 раза. В основном за счет более длительного срока действия страховой части и работы накопительной. Доходность, на 2-3 процента превышающая уровень инфляции, дает очень высокую прибавку. Пенсионный капитал при трех процентах удваивается примерно за 31 год. Поэтому люди, вступившие в пенсионную модель в более молодые годы, будут иметь более высокий уровень пенсии. Мы проводили подсчеты: те, кто включился в пенсионную модель примерно после 34-38 лет работы (а это примерно столько, сколько работают на Западе) и воспользовался имеющимся механизмом для повышения своей пенсии, получат до 75 процентов своего былого оклада труда.

- А отразятся ли изменения на нынешних пенсионерах, особенно работающих?

- Первоначально пенсионерам было обещано одно: реформа увеличит доходы пенсионной системы, за счет чего появится возможность увеличивать пенсию. И надо сказать, именно старшая возрастная группа первой почувствовала на себе ее позитивный потенциал, поскольку нам удалось удвоить пенсии. Эту достаточно серьезную экономическую задачу получилось решить именно благодаря серьезному стимулирующему эффекту, который оказала реформа.

Есть еще такая специфическая категория, как работающие пенсионеры. Здесь тоже налицо позитивный результат, причем довольно быстрый. Новая пенсионная реформа ликвидировала дискриминацию работающих пенсионеров, которая присутствовала ранее. С 1 января 2002 года им не приходится отказываться или от части зарплаты, или от части пенсии. Появилась возможность легально работать, получая 100 процентов зарплаты и 100 процентов пенсии. При этом за работающего пенсионера выплачиваются страховые взносы и на основании этого производятся регулярные перерасчеты пенсии. Уже первый год перерасчета показал прибавку в 45-47 рублей, второй – уже в среднем чуть больше 60 рублей. Видна динамика, опережающая темпы роста инфляции и средний темп роста заработной платы. Некоторым же пенсионерам удается заработать довольно солидную прибавку. Самый высокий показатель: педагог из Рязанской области – 8,5 тысяч за первый год реформы. Причем все это абсолютно белые схемы. Наша позиция: сколько человек заработал – таково его пенсионное право.

- Будет ли иметь значение при расчете размера пенсии стаж работы, если да, то каков будет минимальный стаж?

- Это понятие вообще потеряло значение в новой пенсионной модели. Теперь для нас имеет значение не трудовой, а страховой стаж. Человек должен отработать 5 страховых лет, тогда он обретает право на базовую пенсию, потому что в этом случае страховая и накопительная части будут мизерными. Сейчас определилась минимальная стоимость страхового года – 150 рублей. Мы ее выводили на основании официального минимального размера оплаты труда, с помощью которого и был определен минимальный размер платежей. Если человек будет работать пять лет и заплатит пять раз минимальный платеж общей суммой 750 рублей, он получит право на пенсию в 660 рублей, а уже с ближайшего времени – 719 рублей. Конечно, сумма это небольшая, но выплачивается пожизненно и постоянно индексируется.

- Планируется ли повышение пенсионного возраста?

- Таких планов на данный момент в правительстве нет. Единственное, я хотел бы привести некую параллель. Часто говорят, что наши пенсии, по сравнению с зарубежными, уж очень низкие. Естественно, там зарплата гораздо выше. Но есть и вторая причина: там и работают дольше. У нас минимальный пенсионный стаж был 20 и 25 лет, у них люди работают минимум 30, а то и 40 лет. Даже после достижения легального пенсионного возраста. Поэтому за это время они успевают заработать больший пенсионный капитал. У нас есть серьезная заинтересованность в том, чтобы люди трудились дольше, чем сейчас. В рамках новой пенсионной модели мы предусмотрели возможность гибкого пенсионного возраста. Первый вариант – человек достигает пенсионного возраста и полностью прекращает работать, начиная получать ту пенсию, которую он заработал. Правда, потом, когда он будет сверять свою пенсию с пенсиями ровесников, избравших другой путь, она окажется заметно меньше. Второй вариант – достигнув пенсионного возраста и назначив себе пенсию, получать ее и продолжать работать в качестве работающего пенсионера. При этом пенсия будет увеличиваться год от года, но не очень высокими темпами – 60-70, максимум 100 рублей ежемесячной прибавки ежегодно. В идеале общая сумма пенсии за пять лет увеличится на 500 рублей. При этом он, правда, будет одновременно получать зарплату. И вариант третий – человек не получает пенсию и продолжает работать. При этой модели он может увеличить свою пенсию на 60-80 процентов за пять лет. При нынешней средней пенсии в 2500 рублей возможен рост до 4000. Это по нашим временам достаточно солидно. Если же отработать 6 лет – пенсия вообще удвоится. Получается три варианта на выбор, который каждый делает добровольно.

Губернские ведомости

comments powered by Disqus