Пенсионная индустрия

ПФР узнал, куда банки посылают пенсионеров

Пенсионный фонд России проверил все банки, принимающие от граждан заявления о выборе управляющих компаний для пенсионных накоплений. Банки подозревались в том, что принимали заявления о переводе пенсионных накоплений только в близкие к ним управляющие компании.

Как стало известно Ъ, Пенсионный фонд России (ПФР) проверил все банки, принимающие от граждан заявления о выборе управляющих компаний для пенсионных накоплений. Банки подозревались в том, что принимали заявления о переводе пенсионных накоплений только в близкие к ним управляющие компании. Проверка показала, что этим занималось каждое десятое отделение банков-трансферагентов.

До конца этого года 38 млн граждан могут перевести пенсионные накопления в уполномоченные управляющие компании. Соответствующие заявления вправе принимать банки и работодатели, заключившие соглашение с ПФР о взаимном удостоверении подписей. На данный момент такие соглашения есть у 17 банков из числа крупнейших с наиболее разветвленной филиальной сетью. Причем банки взялись за это на крайне невыгодных условиях: за каждое обработанное заявление ПФР платит всего четыре рубля. С учетом того что в каждом отделении банков должно быть установлено программное обеспечение и открыты дополнительные рабочие места, эту плату банкиры считают мизерной.

Тем не менее банки взялись за прием заявлений. Их цель – привлечь пенсионные накопления граждан в близкие к ним управляющие компании. Поэтому неудивительно, что в большинстве банков отказываются принимать заявления в пользу управляющих компаний, не имеющих к ним отношения. Дошло до того, что управляющие компании, не связанные с банковскими структурами, предлагают дополнительную плату за каждое заявление в свою пользу.

Письмо с описанием этой ситуации Минфин направил в ПФР месяц назад. В нем было предложено провести проверки в трансферагентских пунктах на предмет аффилированности с конкретными управляющими компаниями. По сведениям Ъ, в результате проведенных проверок выяснилось, что 10% таких пунктов в банках работают с нарушениями. "Мы проверили все региональные отделения банков-трансферагентов,– заявили Ъ в ПФР.– Нарушители предоставляли клиентам неполную информацию об уполномоченных управляющих компаниях". После подведения итогов проверок ПФР намерен вынести решения по каждому нарушителю. По словам главы ПФР Михаила Зурабова, "если выяснится, что банк навязывает гражданину выбор той или иной компании, соглашение с этим банком будет расторгнуто".

Однако вряд ли банки послушаются ПФР. "Проект нужен банкам лишь в случае обработки заявлений о выборе компании-партнера,– заявила начальник отдела доверительных операций Банка Москвы Елена Касьянова.– Принимать заявления в пользу других компаний невыгодно". Примерно то же самое Ъ заявили в других банках-трансферагентах. "Оформить заявление в пользу любой компании оказывается невозможным,– уверена начальник отдела клиентских отношений управляющей компании "Паллада Эссет Менеджмент" Наталья Дробященко.– Почти все банки-трансферагенты имеют свои управляющие компании".

Впрочем, это касается не только банков-трансферагентов. Принимать заявления от граждан могут работодатели – ПФР заключил соглашения с 1000 крупных региональных предприятий. Однако и они, как правило, применяют административный ресурс в выборе работниками пенсионных компаний. "Работники предприятий, связанных с "родственными" управляющими компаниями, будут получать рекомендации от работодателей о выборе этих компаний,– полагает старший менеджер PricewaterhouseCoopers Карина Худенко.– И в ряде предприятий такая агитация уже идет. Независимыми трансферагентами могли бы стать Сбербанк и почта".

Однако со Сбербанком и почтой ПФР пока не может договориться. Сбербанк отказывается от пенсионных функций – между ним и ПФР идет многомесячная переписка. В последнем письме Сбербанк указывает, что он готов принимать пенсионные заявления, если ПФР будет платить не меньше 40 рублей за одно заявление. "Сбербанк, конечно, обладает высокой долей социальной ответственности, но это все же акционерное общество, и ему не чужды вопросы экономической целесообразности",– заявил Ъ зампред Сбербанка Александр Захаров. Между тем платить за обработку заявлений больше четырех рублей ПФР не может – тарифы утверждены Минфином. Что касается почты, то с ней пока тоже не найден общий язык. Минсвязи запросило ПФР об условиях проекта, ПФР разъяснил все, в том числе и вопросы оплаты, после чего переписка ведомств закончилась.

comments powered by Disqus