Пенсионная индустрия

Пенсионные лотерейные билеты

Государственные и негосударственные управляющие компании схожи в одном. Пока они ничего не могут гарантировать будущим пенсионерам.

Государственные и негосударственные управляющие компании схожи в одном. Пока они ничего не могут гарантировать будущим пенсионерам.

Не успевает, как только что выяснилось, Пенсионный фонд разослать своим потенциальным клиентам письма с предложением выбрать управляющую компанию. Тот редкий случай, когда клиенты оказались не слишком этим обеспокоены. Не ходят, не пишут в инстанции, не лупят головными уборами по тротуарам. Потому, скорее всего, что, как когда-то в ситуации с ваучерами, они - в основной своей массе – плохо себе представляют, что это за управляющая компания и что с ней делать. То ли интуитивно, то ли уже из некоторого опыта понимают, что ничего здесь от них не зависит. Как могут реализовывать свои интересы прочие стороны примерно понятно. Сам Пенсионный фонд пока суть да дело может существовать в пределах простого расчета. Например, при годовом депозите в 6-8% сумма, скажем, в 60 миллиардов рублей дает депозитный доход от 3,5 до 5 миллиардов. Неплохая прибавка к отсутствию движения. Так что с уполномоченными можно особо и не торопиться. Или большой, дружественный фонду уполномоченный банк, отдав 6-8% депозита, получит кредитный процент, скажем 10-12 годовых.

Даже с половины объема, т.е. с 30 миллиардов, 4% - это 1,2 миллиарда рублей. Тоже есть, что взять на баланс.

Или такая простая история. Накопительные счета не предусмотрены для граждан, кому недавно уже исполнилось пятьдесят лет. Работать им еще десять лет или поменьше, если они ближе к шестидесяти. Но социальный налог с их зарплаты взымается в полном размере, хотя им то эти деньги уже точно не вернутся. Понятно, что эта категория должна быть освобождена от полной выплаты социальных отчислений. Но кому-то это понятно, а кому нет. Такой невозвратный кредит государству на принципе полной недобровольности.

На этом утомительные расчеты можно на время прекратить. Речь о том, что основной темой пенсионной реформы была вовсе не рассылка каких то писем, а определение центров управлений пенсионными деньгами. Для граждан же пока это даже не лотерея - пока рекламируется дизайн лотерейных билетов и количество выигрышей с гарантированным бонусом. Как в старых лотереях счастливого советского периода - на остальные номера этой серии выпал выигрыш в один рубль.

Но это было бы странно, если современная компания в условиях рыночной экономики заявляла бы своей целью увеличение чьих то пенсионных выплат. То, что они конкурируют за привлечение денег - это как раз нормально и правильно. А потому случившаяся отсрочка в получении пенсионных писем и, соответственно, выборе управляющей компании, по большому счету для самих потенциальных пенсионеров мало что значит. Пока нет предпосылок для полного перехода на выплату только белой зарплаты. Нельзя сначала вводить безумные налоги, а потом объяснять, как выгодно их платить в свете светлого будущего. Значит, пока нет возможности подавляющему большинству получать сколь-нибудь внятные суммы на накопительные счета. В крупных корпорациях и западных фирмах такое возможно, но они, как правило, имеют корпоративные социальные и пенсионные фонды. Затем, никакая управляющая компания не может сказать, какой среднегодовой процент она может гарантировать (если это только не отрицательное число). И тем более сочетать процентные начисления с расчетной инфляцией, не говоря уже о том, чтобы корректировать проценты в зависимости от сверхплановой инфляции.

Проще говоря, забирая сегодня у добросовестного работодателя больше трети дохода на социальные выплаты, государство пока не может гарантировать его работникам каких то сопоставимых пенсионных выплат. В целом, в этой ситуации схема выглядит примерно так.

Работодатель не платит полной белой зарплаты, поскольку налоги на нее неподъемны. Работник не сильно давит на работодателя, чтобы он полностью платил белую зарплату, в силу естественных причин, а также потому, что не может это аргументировать реальной суммой возможных пенсионных потерь. Пенсионный фонд больше заинтересован работать с крупной управляющей госкомпанией или напрямую с финансовым учреждением, готовыми оценить политику руководства фонда, а также естественным образом разделить ответственность, ежели чего произойдет. Потому как с частной компании какой спрос. Все управляющие компании заинтересованы в привлечении недорогих денег в приятном количестве. Потому как деньги придут сейчас, а начислять проценты по результатам надо будет через какое то время. И тут главное любой результат не страшен - граждане ведь сами доверили свои деньги, вот вам отчет, сколько есть, столько и платим.

В общем, как известно, быстро только кошки родятся. Похоже, что не только потенциальным пенсионерам, но и главным пенсионным институтам пока не все понятно, что с механизмом реформы делать. И какую пенсионную надбавку они могут гарантировать. А письма рано или поздно дойдут - почта как никак работает.

comments powered by Disqus