Пенсионная индустрия

Через тернии - к пенсии

Срок выбора частной компании, которой население может доверить управление своими пенсионными накоплениями, истекает 31 декабря. Время еще есть, однако на первый "поезд" успеют далеко не все.

Стократное разочарование.

Изначально управляющие рассчитывали на средства до 10% населения, вписывающегося в возрастные ограничения нового пенсионного процесса. Однако, по данным Пенсионного фонда, к 27 ноября в его адрес поступило лишь 45 тыс. заявлений о выборе управляющей компании. Если даже предположить, что все они были приняты в работу, получится лишь немногим более 0,1% - в сто раз меньше, чем ожидалось (извещения были разосланы 38 млн человек).

Естественно, что частные управляющие были неприятно удивлены этими цифрами. Чего нельзя сказать о правительстве. Реформа, как выяснилось по ходу ее реализации, оказалась настолько "сырой", что выводить ее сразу на "проектную мощность" было крайне рискованно - совершенно непонятно, когда и в каком месте этот сложный механизм в процессе "обкатки" даст сбой и какой тяжести проблемы при этом возникнут. Это одно из возможных объяснений первых провальных результатов.

Авторы такого сценария могли преследовать и другие цели. Ситуация, когда 99% населения оставляют свои пенсионные накопления в распоряжении государственной структуры - Внешэкономбанка, - могла быть искусственно создана в интересах выгодоприобретателей. Например, самого ВЭБа, который за управление пенсионными деньгами будет получать неплохую комиссию. Ведь государство от этого управления ничего не заработает. Скорее потеряет. В лице Минфина оно будет выпускать облигации и выплачивать по ним доход. В лице ВЭБа эти облигации оно у себя же и будет покупать. При этом бюджет будет нести все издержки, связанные с обслуживанием новых пенсионных потоков.

Есть и еще одно возможное объяснение столь слабому старту - элементарная бюрократия, несогласованность и некомпетентность госорганов. Однако, например, кампании по выборам в Госдуму или та же перепись населения - столь же масштабные акции государства с участием большинства населения страны - проходят куда более успешно. Одним из залогов их успеха является колоссальная информационная поддержка - от простых и доходчивых телевизионных роликов в прайм-тайме до рекламы на проездных билетах метрополитена. Пенсионная же реформа проводится практически "вглухую". Результаты этого замалчивания как нельзя лучше демонстрируют исследования различных аналитических служб.

Реформа "вглухую".

По последним данным ВЦИОМа, лишь 10% населения уверено, что участие в реформе будущим пенсионерам выгодно. 34% граждан полагают, что благие намерения реформаторов в реалии ничего не улучшат. А 37% респондентов воспринимают все происходящее лишь как имитацию заботы государства о своих гражданах.

Пенсионный фонд РФ совсем недавно начал расходовать 149 млн рублей, выделенных ему на пропаганду и разъяснительную работу. По телевизору пошли ролики, из которых даже сведущие люди не сразу понимали, о чем идет речь. Как следствие лишь 28% опрошенных ВЦИОМом смогли отличить страховую часть будущей пенсии от накопительной, 30% не увидели между ними никакой разницы, а 42% вообще не поняли, о чем их спрашивают. Почти половина респондентов - 43% - заявила о намерении оставить свои деньги под опекой государства. О желании передать их частным компаниям заявили 6% населения, однако, как видно, до сих пор реализовать свои желания удалось далеко не всем из них. На пути от принятия решения до реализации выбора многим пришлось столкнуться с неожиданными препятствиями, бороться с которыми желание нашлось далеко не у всех.

О чем молчал Пенсионный фонд.

Несмотря на то что сроки рассылки извещений населению были основательно подвинуты, до сих пор не нашли адресатов около 2,5 млн "повесток" из 40,5 млн. На всех извещениях стоит "контрольная дата" - 15 октября, в то время как выбор можно делать до 31 декабря. Так что огромное количество будущих пенсионеров посчитали себя вне игры, хотя, возможно, и имели желание перевести деньги в частные компании. Из числа тех, кто все-таки был в курсе переноса сроков подачи заявления, многие столкнулись с проблемой "небьющихся цифр" или нулей в поле, где прописана сумма накоплений. О том, как решать эту проблему, многие просто не имели понятия. Из числа же тех, кто понятие имел, многие просто не нашли сил и времени, чтобы взять справку с работы об отчислениях в Пенсионный фонд, сходить в отделение ПФР, отстоять очередь, написать заявление, разобраться, куда делись деньги, и т. д. Также многих удивило, что помимо управляющей компании им предстоит выбрать и еще инвестиционный портфель. Вряд ли все поняли, что это за портфель и как его выбирать. В роликах Пенсионного фонда об этом ничего сказано не было. По данным КонфОП, даже в ноябре информация о времени и месте приема заявлений граждан была вывешена лишь в 72% территориальных управлений ПФР. Не во всех из них были вывешены списки управляющих компаний и инструкции по заполнению заявлений. А информация о продлении сроков их приема имелась менее чем в половине управлений. Во многих остальных она была подана в максимально незаметном виде. При этом дозвониться в УПФР и получить компетентную консультацию оказалось делом крайне нелегким. А дозвонившись, зачастую можно было получить ложную информацию. При этом, как отмечает КонфОП, в некоторых управлениях даже давали прямые рекомендации оставить деньги в государственной управляющей компании.

Неуловимые управляющие.

И все же часть населения смогла разобраться и с цифрами, и с пустыми клеточками, которые нужно было заполнить в заявлении, и с переносом сроков подачи заявления. Теперь надо было найти список победивших в конкурсе управляющих и сделать выбор. Первая задача решалась относительно просто теми, кто имел дело с Интернетом. Остальным же пришлось нелегко - списки появились не во всех управлениях ПФР и не сразу. И их нужно было вылавливать в различных СМИ. Со второй задачей все гораздо сложнее. Многие вообще в первый раз узнали о существовании управляющих компаний. Другие обнаружили в списках незнакомые имена. При этом крайне затруднительным оказалось отыскать сводную подробную информацию об этих компаниях и получить дельный совет, как выбирать.

Письма не для почты.

И все же 45 тыс. человек выбор сделали. Правда, мотивы известны только им. И теперь заполненное заявление нужно было подать в Пенсионный фонд. Закон предусматривает четыре способа подачи: путем личного визита в отделение ПФР, письмом, через трансфер-агента в лице уполномоченного банка или работодателя. К началу декабря Пенсионный фонд заключил договоры на право приема заявлений и удостоверение подписей лишь с 24 банками, в число которых не вошел самый народный и многофилиальный Сбербанк. Как выяснилось в ходе проверок, многие банки из числа трансфер-агентов при приеме заявлений настойчиво рекомендовали заявителям передать средства в управление аффилированным компаниям, иногда даже предлагая подписать уже заполненные заявления. Работодатели же, как правило, были заинтересованы в приеме заявлений в пользу аффилированных или дружественных управляющих. Многие просто не связывались со столь затратным делом: Пенсионный фонд компенсирует каждое заявление лишь 4 рублями, в то время как себестоимость этой работы оценивается на порядок выше. Что касается отделений ПФР, то явиться туда нужно лишь в рабочее время, что может себе позволить далеко не каждый трудящийся. А для того чтобы отправить заявление по почте, его нужно небесплатно заверить у нотариуса, и на это также потребуется время.

Без права на ошибку.

Но даже если человек преодолел все эти трудности, гарантий того, что его деньги попадут в выбранную компанию, нет. Как заявил в начале октября Михаил Зурабов, если заявление будет подано позже 20 ноября и по формальным признакам ПФР его забракует, то деньги заявителя автоматически поступят в государственный ВЭБ. С учетом того, что рассылка извещений началась по-хорошему лишь в ноябре, у граждан оставалось очень мало времени на поиск и изучение инструкций по заполнению заявлений. В итоге сегодня, по словам советника председателя Правления ПФР Владимира Вьюницкого, до трети из них признаются неправильно оформленными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, не исключено, что многие узнают о судьбе своих заявлений не раньше 2005 года, когда будут подведены и, возможно, официально опубликованы результаты инвестирования. Тогда полученную доходность, которая (может быть) будет указана в очередном извещении, можно будет сравнить с доходностью выбранной управляющей компании. Если цифры не совпадут, придется сравнивать свой результат с результатом работы государственной УК.

Это далеко не все трудности, с которыми сталкивается человек, сделавший выбор в пользу частной управляющей компании. Многое еще впереди. Да и сами управляющие не могут сегодня дать четкого прогноза, как пройдет первая "обкатка" реформы. И все же "пионеры", у которых хватит сил и духа довести свое решение до стадии заявления, принятого Пенсионным фондом, могут рассчитывать на более светлое пенсионное будущее. Во-первых, закалка в "бою" поможет им быстрее вникнуть не только во все минусы, но и в плюсы реформы. А во-вторых, их накопления могут раньше начать работать с большей эффективностью, чем в ВЭБе. Ведь в интересах управляющих, особенно в первое время, показывать максимальную доходность операций с полученными деньгами.

comments powered by Disqus