Изначально управляющие рассчитывали на средства до 10% населения, вписывающегося в возрастные ограничения нового пенсионного процесса. Однако, по данным Пенсионного фонда, к 27 ноября в его адрес поступило лишь 45 тыс. заявлений о выборе управляющей компании. Если даже предположить, что все они были приняты в работу, получится лишь немногим более 0,1% - в сто раз меньше, чем ожидалось (извещения были разосланы 38 млн человек).
Естественно, что частные управляющие были неприятно удивлены этими цифрами. Чего нельзя сказать о правительстве. Реформа, как выяснилось по ходу ее реализации, оказалась настолько "сырой", что выводить ее сразу на "проектную мощность" было крайне рискованно - совершенно непонятно, когда и в каком месте этот сложный механизм в процессе "обкатки" даст сбой и какой тяжести проблемы при этом возникнут. Это одно из возможных объяснений первых провальных результатов.
Авторы такого сценария могли преследовать и другие цели. Ситуация, когда 99% населения оставляют свои пенсионные накопления в распоряжении государственной структуры - Внешэкономбанка, - могла быть искусственно создана в интересах выгодоприобретателей. Например, самого ВЭБа, который за управление пенсионными деньгами будет получать неплохую комиссию. Ведь государство от этого управления ничего не заработает. Скорее потеряет. В лице Минфина оно будет выпускать облигации и выплачивать по ним доход. В лице ВЭБа эти облигации оно у себя же и будет покупать. При этом бюджет будет нести все издержки, связанные с обслуживанием новых пенсионных потоков.
Есть и еще одно возможное объяснение столь слабому старту - элементарная бюрократия, несогласованность и некомпетентность госорганов. Однако, например, кампании по выборам в Госдуму или та же перепись населения - столь же масштабные акции государства с участием большинства населения страны - проходят куда более успешно. Одним из залогов их успеха является колоссальная информационная поддержка - от простых и доходчивых телевизионных роликов в прайм-тайме до рекламы на проездных билетах метрополитена. Пенсионная же реформа проводится практически "вглухую". Результаты этого замалчивания как нельзя лучше демонстрируют исследования различных аналитических служб.
По последним данным ВЦИОМа, лишь 10% населения уверено, что участие в реформе будущим пенсионерам выгодно. 34% граждан полагают, что благие намерения реформаторов в реалии ничего не улучшат. А 37% респондентов воспринимают все происходящее лишь как имитацию заботы государства о своих гражданах.
Пенсионный фонд РФ совсем недавно начал расходовать 149 млн рублей, выделенных ему на пропаганду и разъяснительную работу. По телевизору пошли ролики, из которых даже сведущие люди не сразу понимали, о чем идет речь. Как следствие лишь 28% опрошенных ВЦИОМом смогли отличить страховую часть будущей пенсии от накопительной, 30% не увидели между ними никакой разницы, а 42% вообще не поняли, о чем их спрашивают. Почти половина респондентов - 43% - заявила о намерении оставить свои деньги под опекой государства. О желании передать их частным компаниям заявили 6% населения, однако, как видно, до сих пор реализовать свои желания удалось далеко не всем из них. На пути от принятия решения до реализации выбора многим пришлось столкнуться с неожиданными препятствиями, бороться с которыми желание нашлось далеко не у всех.
Несмотря на то что сроки рассылки извещений населению были основательно подвинуты, до сих пор не нашли адресатов около 2,5 млн "повесток" из 40,5 млн. На всех извещениях стоит "контрольная дата" - 15 октября, в то время как выбор можно делать до 31 декабря. Так что огромное количество будущих пенсионеров посчитали себя вне игры, хотя, возможно, и имели желание перевести деньги в частные компании. Из числа тех, кто все-таки был в курсе переноса сроков подачи заявления, многие столкнулись с проблемой "небьющихся цифр" или нулей в поле, где прописана сумма накоплений. О том, как решать эту проблему, многие просто не имели понятия. Из числа же тех, кто понятие имел, многие просто не нашли сил и времени, чтобы взять справку с работы об отчислениях в Пенсионный фонд, сходить в отделение ПФР, отстоять очередь, написать заявление, разобраться, куда делись деньги, и т. д. Также многих удивило, что помимо управляющей компании им предстоит выбрать и еще инвестиционный портфель. Вряд ли все поняли, что это за портфель и как его выбирать. В роликах Пенсионного фонда об этом ничего сказано не было. По данным КонфОП, даже в ноябре информация о времени и месте приема заявлений граждан была вывешена лишь в 72% территориальных управлений ПФР. Не во всех из них были вывешены списки управляющих компаний и инструкции по заполнению заявлений. А информация о продлении сроков их приема имелась менее чем в половине управлений. Во многих остальных она была подана в максимально незаметном виде. При этом дозвониться в УПФР и получить компетентную консультацию оказалось делом крайне нелегким. А дозвонившись, зачастую можно было получить ложную информацию. При этом, как отмечает КонфОП, в некоторых управлениях даже давали прямые рекомендации оставить деньги в государственной управляющей компании.
И все же часть населения смогла разобраться и с цифрами, и с пустыми клеточками, которые нужно было заполнить в заявлении, и с переносом сроков подачи заявления. Теперь надо было найти список победивших в конкурсе управляющих и сделать выбор. Первая задача решалась относительно просто теми, кто имел дело с Интернетом. Остальным же пришлось нелегко - списки появились не во всех управлениях ПФР и не сразу. И их нужно было вылавливать в различных СМИ. Со второй задачей все гораздо сложнее. Многие вообще в первый раз узнали о существовании управляющих компаний. Другие обнаружили в списках незнакомые имена. При этом крайне затруднительным оказалось отыскать сводную подробную информацию об этих компаниях и получить дельный совет, как выбирать.
И все же 45 тыс. человек выбор сделали. Правда, мотивы известны только им. И теперь заполненное заявление нужно было подать в Пенсионный фонд. Закон предусматривает четыре способа подачи: путем личного визита в отделение ПФР, письмом, через трансфер-агента в лице уполномоченного банка или работодателя. К началу декабря Пенсионный фонд заключил договоры на право приема заявлений и удостоверение подписей лишь с 24 банками, в число которых не вошел самый народный и многофилиальный Сбербанк. Как выяснилось в ходе проверок, многие банки из числа трансфер-агентов при приеме заявлений настойчиво рекомендовали заявителям передать средства в управление аффилированным компаниям, иногда даже предлагая подписать уже заполненные заявления. Работодатели же, как правило, были заинтересованы в приеме заявлений в пользу аффилированных или дружественных управляющих. Многие просто не связывались со столь затратным делом: Пенсионный фонд компенсирует каждое заявление лишь 4 рублями, в то время как себестоимость этой работы оценивается на порядок выше. Что касается отделений ПФР, то явиться туда нужно лишь в рабочее время, что может себе позволить далеко не каждый трудящийся. А для того чтобы отправить заявление по почте, его нужно небесплатно заверить у нотариуса, и на это также потребуется время.
Но даже если человек преодолел все эти трудности, гарантий того, что его деньги попадут в выбранную компанию, нет. Как заявил в начале октября Михаил Зурабов, если заявление будет подано позже 20 ноября и по формальным признакам ПФР его забракует, то деньги заявителя автоматически поступят в государственный ВЭБ. С учетом того, что рассылка извещений началась по-хорошему лишь в ноябре, у граждан оставалось очень мало времени на поиск и изучение инструкций по заполнению заявлений. В итоге сегодня, по словам советника председателя Правления ПФР Владимира Вьюницкого, до трети из них признаются неправильно оформленными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, не исключено, что многие узнают о судьбе своих заявлений не раньше 2005 года, когда будут подведены и, возможно, официально опубликованы результаты инвестирования. Тогда полученную доходность, которая (может быть) будет указана в очередном извещении, можно будет сравнить с доходностью выбранной управляющей компании. Если цифры не совпадут, придется сравнивать свой результат с результатом работы государственной УК.
Это далеко не все трудности, с которыми сталкивается человек, сделавший выбор в пользу частной управляющей компании. Многое еще впереди. Да и сами управляющие не могут сегодня дать четкого прогноза, как пройдет первая "обкатка" реформы. И все же "пионеры", у которых хватит сил и духа довести свое решение до стадии заявления, принятого Пенсионным фондом, могут рассчитывать на более светлое пенсионное будущее. Во-первых, закалка в "бою" поможет им быстрее вникнуть не только во все минусы, но и в плюсы реформы. А во-вторых, их накопления могут раньше начать работать с большей эффективностью, чем в ВЭБе. Ведь в интересах управляющих, особенно в первое время, показывать максимальную доходность операций с полученными деньгами.